Сегодня меня один запрос на статью натолкнул на мысль порассуждать на тему инфантилизма. А почему нет? Тем более у меня есть наблюдения, которые как раз касаются этой темы. В свое время, моя трудовая карьера была связана с высшим учебным заведением( со студентами и не только), да и сейчас связана.
Та вот, я заметила что студенты (чаще мальчики) какие то не самостоятельные, рюкзаки тяжеленные сдают в гардероб. Что там может быть у студента в рюкзаке, если как в школе нет учебников и тетрадей максимум штуки 3?. Это первый курс или второй. Без чуткой команды ничего не делают, стоят у окошка не идут в зал( физкультура), не помнят своих курток как выглядит она, а если недай бог у кого то такая же, не смогут определить свою. Толком сказать не могут ничего. При вопросе: «Что вы там таскаете в рюкзаках? ответ звучал «Всё». Я не могла понять зачем все, если есть расписание с четким указанием пар? Причем такую ж несамостоятельность я замечаю, даже если не первый курс у студента по возрасту. Вот теперь с высоты опыта и полученных знаний по психологии и полученных знаний понимаю, что это инфантилизм.
«Инфантилизм» используется в психологии, психиатрии, медицине, социологии. В переводе с латинского (infantilis) это слово буквально означает «детский».
В обиходе незрелость проявляется в неумении человека принимать самостоятельные решения, избегании ответственности за свои поступки, наивном отношении к явлениям и событиям жизни. Так откуда берется все это?
Так вот, из семьи. Давайте поясню... Скорей всего не пройдена сепарация на всех уровнях.
Сепарация (лат. separatio – отделение) - в психологии – это отделение ребенка от мамы (от родителей, от своей семьи). Результат сепарации от родителей: умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью; умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия.
Виды психологического отделения:
-Ценностная сепарация
-Эмоциональная сепарация
-Функциональная сепарация
-Конфликтная сепарация
Препятствия со стороны ребенка
-Пассивность как результат выученной беспомощности.
-Заниженная самооценка и страхи
-Бегство от одиночества (никогда не прогонят).
-Привычная иллюзия безопасности и вседозволенности (максимум наказания – «поругают», и снова все вернется на круги своя).
-Постоянное ощущение «нужности кому-то». (перемен, будущего, не справиться и т.п.)
-Инфантильная позиция выгодна, можно не брать ответственность!!! и ничего не делать.
Препятствия со стороны родителей
*Страхи и тревоги за ребенка («Он без меня не справится, попадет в беду»), реакция на утрату контроля.
*Гиперопека.
*Бегство от одиночества.
*Незрелость самого родителя.
*Эмоциональная зависимость от ребенка (он как ключевое средство удовлетворения потребностей родителя. «Родила для себя»)
*Недореализация родителя и попытка сделать это через ребенка.
*Неосознанное повторение сценариев своей семьи.
*Удобство (всегда под контролем, меньше ошибок, всегда рядом)
*Желание сделать ребенка счастливым, помогать и «всегда быть рядом» (нет понимания, что ребенку не удастся быть счастливым без развития самостоятельности)
*Непонимание / Вытеснение мыслей о том, что ребенок уже вырос…
Также застревание психики в детском возрасте часто бывает следствием психотравмы (развод родителей, пережитое моральное или физического насилие).
Психика любого взрослого, психически здорового индивида содержит в себе 3 субличности:
* ребенок;
* родитель;
* взрослый.
Вот как раз у инфанта, взрослая часть крепко спит, а все потому, что его внутренние «родитель» и «ребенок» находятся в состоянии вражды. Этот личностный конфликт тянется и решать его можно и необходимо с помощью психолога.
Так что, делая вывод, получается, что мы родители (чаще всего) сами и приводим к тому, что вроде как бы взрослые люди и не взрослые. Ни желаний, ни целеустремленности, ни осознания кто я и что я делаю, нет.
P.S в этой статье я поделилась своими мыслями и наблюдениями по данной теме. Буду рада, если вы напишите что думаете в данном контексте.