Размышления о фильме «Королевская игра» (“Schachnovelle”, directed by Philipp Stölzl, 2021).
Одиночество, ограниченность возможностей, внутренние конфликты, самовнушение, самообман, вера в ложь, вера в иллюзии - вечные спутники человека, не находящего себе покоя в земной суете, однотипность бытия сродни непрестанному наказанию в одиночной тюремной камере, где каждый день одно и то же, зачем это нужно, неведомо, если только рассмешить Короля, затеявшего безумную игру.
Творение сценариста и режиссёра Филиппа Штёльцля. Сценарий основан на новелле “Schachnovelle \ The Royal Game” (первое издание в 1943 году), написанной Стефаном Цвейгом в 1941 году примерно за год до своей смерти, что случилась 22 февраля 1942 года от сознательной передозировки антидепрессантами. Как причина смерти: непрестанная депрессия. Вероятно, эта новелла стала своего рода попыткой рассказать о своём мрачном настроении, одиночестве, бессмысленности усилий. Режиссёр смог идеально передать эмоциональное состояние персонажа, находящегося в заточении, узких рамках бытия, где давление не физическое, а духовное.
Фильм из серии легенд о второй мировой войне. Автор написал новеллу, не зная, чем всё закончится. Он ориентировался только на доступную информацию, как всё начиналось. Режиссёр не стал чрезмерно наполнять историю каким-либо фактами о второй мировой войне, сосредоточился исключительно на психологическом состоянии главного персонажа, ибо это и было целью написания новеллы. Нужно понимать, кем он был.
Йозеф Барток - вымышленный персонаж, нотариус, занимающийся сохранением информации о капиталах высшей элиты Австрии, в том числе и людей знатного рода, маджестиков, отсюда его напыщенное высокомерие, красочно представленное в начале фильма. Разум таких людей частенько утрачивает право на понимание реальности. Они тупеют и не видят простого. Не видят опасности. Неудивительно, что он с презрением смотрел на бунты на городских улицах, отрицал любую опасность, не осознавая, куда идёт политическая ситуация. Власть и деньги дают много возможностей, но и отнимают немало.
Фильм построен идеально, картинка вызывает уважение, актёрская игра великолепная, музыкальное сопровождение, диалоги. Однако мне не верится, что обычный человек может лишиться ума так быстро. Согласно фильму персонаж провёл в заключении около года. Думаю, что Йозеф Барток был склонен к сумасшествию, только находился в хороших условиях, и проявление безумия не было заметно. Как только появился катализатор, безумие активизировалось, проявилось в полной мере. Сознательное неприятие реальности, которое демонстрируется в начале фильма, можно трактовать, как признаки шизофрении.
История такая:
Вена, Австрия, март 1938 года. Здесь живёт и радуется Йозеф Барток, который утром читает газеты, лёжа на кровати, и получает чашечку кофе от ловкой помощницы по хозяйству. Его жена Анна Барток приглашает мужа на бал, где соберётся элита, ибо надо показать, что они не желают сидеть в стороне, пока другие веселятся. Они едут по улицам вечернего города и видят марширующих nazi, как они нападают на всех, кто в дорогой одежде. Йозеф говорит, что всегда будут обвинять богатых во всех бедах.
Вечером он встречается с одним из своих друзей, который говорит испуганно, что за каждым влиятельным представителем элиты Австрии следят, в том числе и за Йозефом, и ему надо срочно, осталось 2-3 часа, покинуть Вену, иначе будут проблемы. Сегодня ночью Германские войска войдут в Австрию. Йозеф лишь посмеялся. Однако решил использовать информацию. Но - из-за смеха потерял время. Жену отправил на вокзал, а сам поехал в офис, чтобы уничтожить документы. Что-то успел сжечь перед тем, как в офис ворвались суровые граждане и насильно увели Йозефа на встречу с Францем Йозефом Бёмом, сотрудником тайной полиции Германии. Ибо присоединение Австрии состоялось, и новое правительство повсюду устанавливает свои правила.
Встреча была в роскошном отеле, безвозмездно переданным его владельцем для нужд тайной полиции. Это место было использовано для временного ареста высшей элиты Австрии, и распознания, кто есть кто. Проверка на лояльность. Йозефу был задан лишь один вопрос: нужны коды доступа ко всем европейским счетам австрийской элиты. Эти коды Йозеф, записанные на особых листочках, и пытался сжечь, предварительно заучив, ибо его мозг способен хранить такие объёмы сложной информации. Йозеф посмеялся, высокомерно сказав, что не желает иметь дело с какими-то там пруссаками, играющими в шахматы, и отказался.
Его не били, не пытали, а вежливо проводили в один из номеров в отеле, и заперли. Было такое правило. Элиту не трогать. Нужно добиваться добровольного сотрудничества. Отпустить Бартока могли в любой момент, как только он сдал бы полиции все коды. Не захотел. Так и пришлось ему сидеть день за днём в отеле. Выйти нельзя. Поговорить не с кем. Тот, кто приносит еду, не разговаривает. В номере нет ничего такого, что давало бы мозгу пищу для размышлений. Из окна вид на соседнее тёмное окно. Барток не привык к такому стилю жизни, ему нужны вино, музыка, общение, женщины, ощущение движения, власти, контроля.
Постепенно он утрачивал высокомерие, замыкался в себе, обретал пассивность, падал в депрессию. Как-то раз его вызвали на допрос, и он стал свидетелем отбора книг на сжигание, и украл одну, первую попавшуюся, самую маленькую. Думал, роман. Нет, это был список шахматных партий с перечнем ходов и именами игроков. Сначала отринул. Потом полюбил. И всё своё свободное время посвящал тому, что воссоздавал в реальности шахматные партии, играя за двух персонажей.
Это увлечение было раскрыто, книгу забрали, что ввело Йозефа в сильное помутнение, поставило на колени, превратило в ничтожное плачущее существо. Чтобы хоть как-то вернуть себе радость, начал вспоминать прочитанное, играть в шахматы исключительно в воображении. Так продолжалось день за днём, месяц за месяцем, пока не наступил финал...
Верные друзья смогли освободить Йозефа из тюрьмы и отправить по поддельным документам на корабле в США. Здесь он встретил свою жену, и вместе они путешествовали часть пути. Однажды Йозеф узнал, что на корабле устраивается шахматный турнир: мастер Мирко Чентович против всех желающих. Йозеф помогает одному из игроков сделать несколько ходов, чтобы вызвать ничью, которая в данном случае считалась победой, ибо все остальные проиграли. Йозеф признался, что впервые прикоснулся к настоящим шахматам, ему не поверили, и все участники потребовали показательного шахматного боя между Йозефом и Чентовичем.
Фильм делится на два параллельных сюжета. История на корабле плюс история в отеле, как воспоминания освобождённого Йозефа Бартока. В финальной части две истории сводятся в одну, во время финальной шахматной битвы. Воссоздаётся параллель между Чентовичем с шахматной партией и офицером тайной полиции Бёмом, ведущим финальный допрос. Это был своего рода психологический поединок.
Барток воссоздал в своём мозгу параллельную реальность, где он на свободе и едет в США, перемешал иллюзию с элементами реального мира, растворился в галлюцинациях. Бём требовал от Бартока коды доступа, а Чентович требовал, чтобы Барток записывал ходы. И так Барток записал коды-ходы и отдал Бёму. От чего доказал своё исключительное безумие и бесполезность. Йозеф Барток был выпущен из отеля на свободу, как психически больной, и более не был интересен тайной полиции.
Финальная часть может трактоваться как кусочек реальности, а может и как кусочек вымышленной реальности. Йозеф Барток как пациент психиатрической клиники беседует с женой, Анной Барток, не узнавая её, не понимая, кто она. Анна читает его любимую поэму Гомера об Одиссее... надеясь, что через эти строки он вернёт себе разум, вернётся домой. Путь домой самый длинный.
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей