В описании суточных богослужебных циклов западной и восточной христианских традиций можно выявить родственные черты, проявляющиеся в сходстве текстов, некоторых служб, обрядов. Впрочем, больше можно обнаружить все-таки отличий, главным из которых является отсутствие в католической традиции обряда, аналогичного православному Всенощному бдению, который не просто соединяет Вечерню и Утреню, а выражает таинство непрерывного перехода от вечера — через ночь — к утру.
Католический цикл выстраивается по модели пирамиды с вершиной-Мессой и послекульминационным спадом. А православный суточный цикл обрядов образуется по модели непрерывного подъѐма к высшей кульминационной точке (Литургии). Эта модель также может быть интерпретирована как Лествица, заключающая идею душеспасительных ступеней восхождения к святости.
Кроме того, эта модель предопределяет восходящую градацию состояний молящихся, а три основные части суточного цикла — Вечерня, Утреня и Литургия — знаменуют собой три Лица Святой Троицы: Вечерня — Отца, Утреня — Сына, Литургия — Святого Духа.
Композиция «Всенощного бдения» в авторской интерпретации С. В. Рахманинова точно воспроизводит церковную службу, а номерная структура в наибольшей степени соответствует жанру. Точное соответствие инварианту службы выражается в строгом следовании за символикой церковных текстов, обрядов и канонов, ориентированных на отражение основных догматов христианства — Троичности Бога и Боговоплощения.
Музыка «Всенощного бдения» С. Рахманинова не просто озвучивает молитвенные тексты, но, благодаря переживанию подлинно религиозного смысла каждого момента службы, воспроизводит структурную логику обряда как совершающегося таинства происходящих в человеке изменений — от состояния покаянности к духовному преображению.
🕊 Слушаем «Всенощную» Рахманинова в зале Соборной палаты уже завтра, 29 марта. В ближайшее время повтора программы не будет!
По промокоду CLASSIC можно получить скидку 10%.