Прогулку по некурортным районам Кисловодска начнём с края Курортного парка в низине Ольховки (она же Козода). Вот такой с парковой опушки открывается вид, почему-то очень напомнивший мне непарадные районы Львова:
Улица переходит в лестницу:
Под лестницей - чей-то двор:
Над лестницей - грязелечебница (1934), которая в Кисловодске маленькая и недействующая - озеро Тамбукан далеко:
А выше, у подножья санатория "Крепость" (1985, принадлежит НПО "Энергия", то есть космическим инженерам) - подозрительного вида длинное здание, в котором сложно не признать цейхгауз или магазейн:
Это действительно Кисловодская крепость, едва ли не единственная уцелевшая (хотя и явно не целиком) в Азово-Моздокской линии, из которой выросли и Ставрополь, и Пятигорск. Основанная в 1803 году, к 1812-му она была построена в камне, и защищала строящийся курорт от горских набегов. Когда же горцы присмирели, генерал-губернатор Воронцов решил не разбирать крепость полностью, и архитектор Самуил Уптон на радость "водному обществу" придал её сохранённой стене такой вот романтический дизайн:
Рядом небольшая экспозиция военной техники времён не столь давних:
В ворота можно зайти:
Внутри музей, куда я идти поленился:
Рядом с крепостью - Кольцовский сквер, причём так и не понял, в честь какого именно Кольцова он назван, но судя по мемориалу - это был герой войны. С одного конца сквера строится мечеть - единственная на КМВ, и предназначенная видимо для местных карачаевцев:
С другой стороны - Никольский собор высотой 54 метра, крупнейший на КМВ. А посредине - памятник "Журавли" (1978), видимо навеянный известной песней Расула Гамзатова.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей. - вот только металлические журавли чёрные.
Что же до собора, то это вольная реплика - прежде на его месте стоял тоже Никольский храм (1883-88). Кисловодск при Советах утратил все церкви до единой, хотя вряд ли их было тут много: