Найти тему

«Дом малых теней» Адама Нэвилла

Мимо этого текста кто-то шел и рассыпал повсюду спойлеры.

Если кратко и вам интересно просто еще одно мнение для статистики – с моей точки зрения роман слабенький. В нем есть все составляющие интересной страшной истории, но автор буквально налил воды в своей текст, осложнив его чтение повторяющимися рефлексиями героини, за мыслями и действиями которой следить абсолютно неинтересно. Если бы это был небольшой рассказ – был бы бриллиант. Терпеливый читатель сможет откопать в ворохе слов изначальную интригующую историю, но снимая с полки такую книгу, хочется прежде всего получать удовольствие, а не вести поисковые работы. Разумеется, это всего лишь мнение ИМХОтепа.

Четвертый из прочтенных мной романов Адама Нэвилла. Книга увидела тот свет, который не наш, то есть тот, который на Западе, в 2013 год и шла следом за воистину потрясающими «Судным днями» 2012 года. Мы же получили к ней бумажный доступ в 2019ом. Автор, если вы его не знаете, известен своим романом «Ритуал» (2011), экранизированном в 2017 году (с моей точки зрения кино получилось неплохим). Готовится к экранизации «Никто не уйдет живым» (2014). Его зовут британским Стивеном Кингом, хотя я с этим не согласен и уже писал об этом ранее. Что до кино, я думаю, что каждый текст Нэвилла годится для кино, а Дом, пожалуй, выглядит как готовый сценарий с раскадровкой. Создается даже впечатление, что мы читаем именно рабочую тетрадь сценариста, а не полноценный роман.

Дальше точно закрывают глазки те, кто не хочет знать подробности

Это наиболее камерная книга, все события, за исключением флешбеков и начала, происходят в Красном доме, в старинном особняки, полном необычного антиквариата, предметов необычного искусства. Бояться мы будем за Кэтрин, девушку средних лет, работающую оценщиком антиквариата в одной небольшой конторке.

Что мы узнаём об этой девушке

1. Она была сжита со своего прошлого места работы одной с*кой неприятной.

2. В детстве ее нещадно обижали другие дети, у нее от этого осталась психологическая травма

3. У нее в детстве была подруга Алиса, и они играли в свободное время в местах, где до них не достает нелюбовь сверстников. У них была своя «берлога», а рядом с ней за забором, сплошь из колючей проволоки, на них глядела заброшенная спецшкола для детей-инвалидов. Но была ли она заброшена? Да и нет.

4. У Кэтрин есть парень, который сильно ее вдохновлял до событий романа, но бросил ее буквально на первых страницах.

5. У героини квест – оценить имущество в Красном доме для его последующего выставления на торгах.

Итак, Кэтрин приезжает в Красный дом, зная, что там ранее проживал неординарный творец, известный среди знатоков таксидермист (изготовитель чучел) по фамилии Мэйсон. Ныне он уже не с нами, вскрыл себе горло опасной бритвой. Его наследие стережет старенькая племянницы, дочка сестры, помогавшей ему на протяжении всего творческого пути. Прислуживает в доме немолодая и неразговорчивая экономка Мод.

В первую встречу с хозяйкой, та дает Кэтрин понять, что так уж просто ей даже показывать ничего не будут и что она должна вести себя очень отзывчиво, если не хочет завалить сделку. С ней свяжутся, если захотят видеть вновь.

Кэтрин встречается со своим молодым человеком Майком, который ее тут же бросает по каким-то неясным причинам, как мы и говорили ранее. Девушка переживает. Ее босс, пожилой мужчина в инвалидном кресле, поддерживает ее в трудный час и даже уверяет, что она может отказаться от дела с Домом. Но Кэтрин не даст вовсе растерзать себя личным проблемам. Вовремя приходит и письмо о том, что ее вновь ждут на повторную встречу по оценке.

И действительно, в новый приезд Кэтрин удается посмотреть две экспозиции работы Мейсона – это стеллажи с военными экспозициями, только вот солдатами там выступают чучела крыс. Каждая из них одета в человеческую военную форму, каждая в своей позе. Очень впечатляющее во всех отношениях зрелище. Позже, в следующий визит, ей показывают комнату с куклами, каждая из которых покоится в персональной кроватке.

Параллельно мы выясняем, что подруга Кэтрин, Алиса, в детстве исчезла, пробравшись за забор к спецшколе. Потом Кэтрин видела ее еще раз. Алиса звала ее с собой куда-то. Также мы узнаем, что главная героиня в детстве впадала в транс и видела всякие странные вещи. Более того, пока они еще были вместе с подругой, они видели в заброшенной школе детей, только те почему-то были в масках, как куклы.

И вот, Эдит готова идти на сделку, готова позволить Кэтрин начать опись для торгов и всего остального. НО, нашей героине придется пожить в Красном доме.

Наша героиня слышит по ночам какие-то звуки, как будто кто-то маленький бегает по коридорам. Видит в саду за окном какого-то человека в маске. Странностей становится всё больше. Кэтрин решает, что хотела бы уехать, но уехать она не может – то в особняке закрыты все двери, то ее подпаивают зельем, а далее получается так, что Красный дом оказывается вообще за пределами нашей реальности.

Характерные детали романа

Очень часто героиня вместе с автором гадают, а что же там такое, не может же быть, что это вот то, да нет, это вот другое. Этим приемом Нэвилл в данном случае злоупотребляет. Добрая часть книги состоит из этих самовопросов и самоответов.

Как всегда, Адам Нэвилл старается создать фирменную достоверность, мистификацию. Так и подмывает поискать в интернет сведения о Мэйсоне с его жутким творчеством, прочесть о старинном кукольном театре, лидера которого казнили в викторианскую эпоху. Особняки и его интерьеры, работа оценщицы, описания антиквариата – всё выполнено добротно.

Ощущается и почерк автора по части физических проявлений ужаса, у Адама страшные вещи как никогда реальны.

Не смотря на богатство страшных картинок и ситуаций, с середины или чуть дальше по тексту создается впечатление, что действие стагнирует. Кэтрин постоянно ужасается всему, что происходит вокруг, но пытается держать себя в руках. Маленькое событие – Кэтри переживает – Кэтрин строит догадки – и заново. Потом, когда ей становится еще страшнее, она пытается убежать – но убежать не получается – но она пытается убежать – но не получается. И Кэтрин постоянно задается вопросом –что же это такое делается, не может же такого быть.

Катя

Кэтрин, на мой взгляд, персонаж неинтересный и всё, что его образует, почти никак не соприкасается с . У Адама персонажи не вызывают особенного интереса, но в других романах это как-то нормально воспринимается, так как самое интересное происходит ВОКРУГ них. Происходит нечто внятное, жуткое и последовательное. В Доме тоже что-то происходит, но как раз не вполне внятное. Много картинок, много каких-то глюков, но они не особенно работают и не обуславливают тот финал, который мы получаем. В последней трети романа мне правда уже хотелось, чтобы ее мучения и ее существование прервали, каюсь. Ну или чтобы она уже сбежала и конец. Потому что все ее мучения оказываются по большому счету бессмысленными, беспощадными и унылыми.

Странные высохшие люди, идущие на гротескную театральную постановку, жуткие куклы, которые, как мы догадываемся почти с самого начала, способны двигаться сами. Безумный таксидермист, безумный кукольник, казненный в незапамятные времена. Ну и сам по себе Дом. Но все хорошие идеи и образы автора разбиваются об избыточность ненужных описаний того, что почувствовала героиня, как она отреагировала. Ведь реакция у нее каждый раз самая банальная.

И что у нас в финале

Честно говоря, я не уверен в том, что понял всё. Выходит, что Кэтри еще в детстве уже бывала в этом доме и была отмечена его паранормальной силой. Леонард, ее босс, также воспитывался там. Он послал Кэтрин уже в наше время в Дом, чтобы ее переделали (в куклу?) и оставили новой смотрительницей особняка, который на само деле давно уже почти развалился. А зачем? А затем, что там находится место соединения с другим миром, который дарит местным жителям возможность жить вечно. В подарок Кэтрин оставляют изуродованную служанку, тут самую девушку, которая увела у нее парня и лишила прошлой работы. Кэт оценивает сложившуюся ситуацию в целом положительно. Конец.

Может быть те, кто прочел роман, меня поправят или подскажут что-то, что я упустил. У меня создалось впечатление, что Нэвиллу платили за количество символов, и он просто растянул небольшой рассказ до неприличия. Складывается ощущение, что это, как я говорил ранее, пересказ фильма или развернутое объяснение для раскадровки. Серьезно, по книжке можно было бы снять годную страшилку, как раз отбросив тонну повторяющихся внутренних монологов героини, оставив только удачные образы и экшен. Но текст – он невкусный. Он не пропёкся. В него напихали ваты. Финальные главы, которые должны схватить тебя за горло и не отпускать до самой страницы с благодарностями и оглавлением, хочется просто пролистывать…

Я думаю, что, если бы это была первая мой книга Адама Нэвилла, я бы, скорее всего, не стал знакомиться с его творчеством дальше. К счастью, я знаю, что может этот британец, вижу оригинальность его фантазии даже здесь, но «Дом малых теней» рекомендую к прочтению только если вы хотите познать творчество автора во всех проявления, в том числе и не в очень удачных.