Пришёл голод!
В тот год все верующие молились о дожде до обмороков, а засуха нещадно охватывала все больше и больше территорий Ближнего Востока. Жители Ирака никогда не забудут 1971 год.
Когда я прочитала об этих событиях впервые, я подумала о том, какая же многострадальная страна – Ирак. Военные действия, смена властей. А тут еще полвека назад такие страшные события. Миллиардный бизнес высшего света и дикость простых смертных.
Невиданная засуха оставила страну без урожая, а людей без хлеба. Правительство лихорадочно искало решение продовольственного вопроса и думало о будущем. Нужно было закупить зерно новых сортов, устойчивое к жаре.
Зерно нашли в Мексике, производителя тогда не афишировали
Нашли такой семенной материал, закупили много – 95 тысяч тонн! Дорога до Ирака неблизкая, зерно нужно было сохранить от грибка и сырости. И ничего лучше не придумали, чем обработать его метилртутью – одним из самых ядовитых веществ.
Судами груз был переправлен в Ирак, но к посевной семена опоздали! Поля были засеяны, а склады оказались завалены мешками с крашеным розовым зерном.
Но не пропадать же добру!
Местные фермеры решили, что достаточно будет промыть зерно водой, смыть этот яркий окрас и пустить его на муку для хлеба. Люди мучились от голода, жили в нищете.
Вся беда была в том, что никто не умел читать по-английски и по-испански! Именно на этих языках были написаны предупреждения об отраве! Никто надписи на мешках и не разбирал. И поставщики не позаботились о том, чтобы указать эту важную информацию на языке страны-покупателя!
Коварное свойство метилртути
Измученные голодом люди не отдавали себе отчёт в том, что вместе с краской смыть яд с зерна просто невозможно. Они всё же сначала накормили этим розовым хлебом скот и подождали пару дней. Ничего не произошло. Это стало сигналом к массовому употреблению выпечки из отравленной муки.
А коварство метилртути заключалось в том, что отравление наступает через 3 недели.
Особенно жадно уплетали розовые булки дети, они радовались, что хлеб наконец-то можно было есть без ограничений. Несчастная ребятня не знала, какими будут последствия этой радости.
Кошмар начался через несколько недель
Больницы стремительно заполнялись сотнями, а затем тысячами людей. Симптомы у всех были одинаковые: потеря равновесия и зрения, онемением конечностей, серьёзное поражение ЦНС, приводящее к мучительной смерти.
Причины отравления были определены быстро, но остановить растущее число смертей оказалось уже невозможно. По разным данным в 1971 году в Ираке от заграничного ядовитого зерна погибло от 500 до 6000 чел. По неофициальной статистике – гораздо больше.
А причём здесь американцы?
Когда страну охватила массовая гибель населения, мало кто вспомнил истинного поставщика рокового зерна. А это была американская компания Cargill.
Эта гигантская корпорация держит в своих руках большую часть американского экспорта продовольствия.
С самого её основания компанией владеет семья Каргилл-Макмиллан – клан, занимающий 4-е место среди богатейших семейств Америки. Все члены семьи ведут довольно закрытый образ жизни, сторонятся пиара. Среди них на сегодняшний день насчитывается 14 миллиардеров.
Призвать к ответу за массовое отравление людей ядовитым зерном такого именитого поставщика никому и не пришло в голову.
Так что же все-таки стало виной в гибели этих людей?
Халатность и невнимательность местных властей?
Безответственность менеджеров, заключавших контракты с заграничными потребителями?
Голод, измучивший и лишивший здравого смысла простых людей?
Эта трагичная история побудила Всемирную организацию здравоохранения ввести более строгий стандарт маркировки токсичных веществ.
Лично я удивлена, что это было сделано только в 1971 году!
В каком хрупком мире мы живём и как же мы зависим от окружающей системы.