Найти тему
Варвара Лещинская

Маленькие заложники большого тела. Часть 2. В плену у системы: социальные причины лишнего веса и ожирения у детей

Продолжая тему избыточного веса и ожирения у детей, мне бы хотелось подробнее коснуться темы воздействия на здоровье детей общественного уклада – социальной системы. Это и семейные традиции, и культура питания, и система образования система и система физического воспитания, здравоохранение и профилактика здоровья, а также система ценностей общества, особенно в отношении подрастающего поколения.

В Китае, где детей с ожирением около 20%, виновата политика «одна семья — один ребенок». Именно такая политика, по мнению ученых, изучающих детское ожирение, вызвала такое явление, как «синдром маленького императора» и создала миллионы избалованных и перекормленных детей.

Лишний вес и ожирение у детей сейчас носят характер эпидемии, рост более 3% в год, не только в Америке. По прогнозам, в 2010 году доля детей от 5 до 18 лет с избыточным весом в странах Европейского союза составит около 38%, в Китае – приблизительно 20%, а в Северной и Южной Америке от ожирения будет страдать каждый второй ребенок. В России более 15 % детей с лишним весом и ожирением.

Может быть, виновато общество? И действительно, ожирение считается болезнью цивилизации, слишком много изменений в обществе произошло за последние 30-40 лет, с того времени, когда полный ребенок был редким случаем. Изменились культурные традиции приема пищи, структура самой пищи – благодаря бурному развитию пищевой промышленности на прилавках появились много новых «вкусных», недорогих, но вредных для здоровья продуктов. Сильно поменялась система физического воспитания. Мое поколение еще помнит веселые дни, когда мы сдавали нормы ГТО. В моем детстве большая часть продуктов была с собственного огорода, на котором надо было потрудиться, в школу пешком надо было идти не меньше километра туда и обратно, были еще и танцы, и музыкальная школа, куда также нужно было добираться самостоятельно и пешком, и выходные, проведенные во дворе с утра до вечера. А также лето в пионерском лагере или на даче, много свежего воздуха и физической активности. И хоть сметана в советских магазинах была совсем не жирная, но тогда никто еще не догадался добавлять в нее транс-жиры. Да и конфеты, шоколад и торты были в основном только по праздникам. Не так уж много возможностей набрать лишний вес.

Причин для роста ожирения много. Это и масса непригодных для питания продуктов, о вреде которых не догадываются не только дети, но и многие взрослые. Это и изменившаяся в обществе культура питания и физической активности. Это и особенности воспитания, смена родительских приоритетов – когда родители изо всех сил стараются вложить ребенка как можно больше знаний, пренебрегая иногда самыми насущными детскими потребностями – в движении и свежем воздухе.

Это не только потому, что в питании стало больше калорий и дети стали меньше двигаться. Есть еще несколько важных факторов, из-за которых у детей нарушается обмен веществ и увеличивается количество жировой ткани:

1. Рост искусственных продуктов и отсутствие информации у родителей по здоровому питанию, нарушение структуры питания – потребление высококалорийных продуктов с низкой питательной ценностью

2. Увеличение порций (особенно характерно для американской системы питания)

3. Отсутствие режима питания, частные и неконтролируемые перекусы в детском саду и школе, в том числе неконтролируемое потребление сладких напитков, отсутствие доступного здорового питания и режима питания в школах и детсадах

4. Дегидратация - дефицит воды, что вызывает повышение аппетита у детей

5. Гиподинамия – важнейший фактор: повсеместное снижение уровня физической активности и занятий спортом и прогулок у детей, а в школах – снижение требований по стандартам физической культуры.

6. Замена активных игр и прогулок на пассивное времяпровождение перед телевизором или компьютером, и даже влияние социальных сетей!

Многие из этих причин так плотно вписались в общественный уклад (например, типичное для многих Штатов Америки и других развитых стран повсеместное проживание в пригородах, где в школу можно попасть только на родительской машине или на школьном автобусе, отсутствие регулярного полноценного школьного питания).

Гиподинамия. Еще детство родителей полных детей протекало совсем по-другому. Все лето на улице, на даче или в деревне у бабушки, на велосипеде или в компании друзей, играющих в футбол. Нормы ГТО в школе, где трудно было избежать лыжных соревнований (а лыжи нужно было тащить в школу на себе!), еще и занятия спортом. В музыкальную школу, на тренировки, в школу – самостоятельно на автобусе! Сейчас эти родители возят детей в школу на машинах и дают возможность пропускать физкультуру при любом случае. Да и норм ГТО уже нет и в помине!

Разрушение традиций питания, когда еда готовилась дома, дети принимали участие в приготовлении еды. Ели в семье все вместе и не менее 3-х полноценных приема пищи – завтрак, обед, ужин. Сейчас завтрак - на бегу, в школе – булочка с сосиской, обед – дома в виде перекусов, а ужин - может вместе со всей семьей – но такой обильный

Изменение структуры питания. Калорий и сахара в еде больше в 5-10 раз, а питательных веществ (витаминов, минералов) меньше, так как натуральных продуктов меньше. Дети перестали есть важнейшие продукты для стройности и здоровья – ягоды, зелень, овощи, фрукты. Раньше яблоко казалось очень вкусным! Современные дети яблок едят очень мало.

4. Дегидратация (обезвоживание) у детей – недостаточный прием воды.

Социальный стресс и социальное давление, благодаря которому приоритеты родителей сдвигаются от нормальных, естественных – здоровье ребенка, его самочувствие, внешний вид, к социально желаемым – успеваемость, достижения в учебе, интеллектуальные успехи.

Как вы думаете, почему в одних странах процент ожирения у детей больше, в других меньше? Как влияет ломка традиционных культурных правил, культуры питания и физической активности на здоровье детей. Два мира – два детства. американская система – как самый худший вариант (такая же система существует в Южной Америке). Вот почему страны Северной (США, Канада) и Южной Америки имеют самый высокий процент по детскому ожирению – более 25% - четверти детей!

В настоящее время среди большинства ученых, исследующих причины эпидемии ожирения, французская система воспитания детей признана наиболее школьного питания и движения признана специалистами по снижению веса разных стран – как идеальная, а американская традиционно исследователями приводится как худший вариант социальной организации детского питания

Продолжая тему избыточного веса и ожирения у детей, мне бы хотелось подробнее коснуться темы воздействия на здоровье детей общественного уклада – социальной системы. Это и семейные традиции, и культура питания, и система образования система и система физического воспитания, здравоохранение и профилактика здоровья, а также система ценностей общества, особенно в отношении подрастающего поколения.

В Китае, где детей с ожирением около 20%, виновата политика «одна семья — один ребенок». Именно такая политика, по мнению ученых, изучающих детское ожирение, вызвала такое явление, как «синдром маленького императора» и создала миллионы избалованных и перекормленных детей.

Лишний вес и ожирение у детей сейчас носят характер эпидемии, рост более 3% в год, не только в Америке. По прогнозам, в 2010 году доля детей от 5 до 18 лет с избыточным весом в странах Европейского союза составит около 38%, в Китае – приблизительно 20%, а в Северной и Южной Америке от ожирения будет страдать каждый второй ребенок. В России более 15 % детей с лишним весом и ожирением.

Может быть, виновато общество? И действительно, ожирение считается болезнью цивилизации, слишком много изменений в обществе произошло за последние 30-40 лет, с того времени, когда полный ребенок был редким случаем. Изменились культурные традиции приема пищи, структура самой пищи – благодаря бурному развитию пищевой промышленности на прилавках появились много новых «вкусных», недорогих, но вредных для здоровья продуктов. Сильно поменялась система физического воспитания. Мое поколение еще помнит веселые дни, когда мы сдавали нормы ГТО. В моем детстве большая часть продуктов была с собственного огорода, на котором надо было потрудиться, в школу пешком надо было идти не меньше километра туда и обратно, были еще и танцы, и музыкальная школа, куда также нужно было добираться самостоятельно и пешком, и выходные, проведенные во дворе с утра до вечера. А также лето в пионерском лагере или на даче, много свежего воздуха и физической активности. И хоть сметана в советских магазинах была совсем не жирная, но тогда никто еще не догадался добавлять в нее транс-жиры. Да и конфеты, шоколад и торты были в основном только по праздникам. Не так уж много возможностей набрать лишний вес.

Причин для роста ожирения много. Это и масса непригодных для питания продуктов, о вреде которых не догадываются не только дети, но и многие взрослые. Это и изменившаяся в обществе культура питания и физической активности. Это и особенности воспитания, смена родительских приоритетов – когда родители изо всех сил стараются вложить ребенка как можно больше знаний, пренебрегая иногда самыми насущными детскими потребностями – в движении и свежем воздухе.

Это не только потому, что в питании стало больше калорий и дети стали меньше двигаться. Есть еще несколько важных факторов, из-за которых у детей нарушается обмен веществ и увеличивается количество жировой ткани.

1. Рост искусственных продуктов и отсутствие информации у родителей по здоровому питанию, нарушение структуры питания – потребление высококалорийных продуктов с низкой питательной ценностью

2. Увеличение порций (особенно характерно для американской системы питания)

3. Отсутствие режима питания, неконтролируемые перекусы в детском саду и школе, в том числе неконтролируемое потребление сладких напитков, и перекусы , отсутствие доступного здорового питания

4. Дегидратация.

5. Гиподинамия – важнейший фактор: повсеместное снижение уровня физической активности и занятий спортом и прогулок у детей, а в школах – снижение требований по стандартам физической культуры.

6. Замена активных игр и прогулок на пассивное времяпровождение перед телевизором или компьютером, и даже влияние социальных сетей!

Многие из этих причин так плотно вписались в общественный уклад (например, типичное для многих Штатов Америки и других развитых стран повсеместное проживание в пригородах, где в школу можно попасть только на родительской машине или на школьном автобусе, отсутствие регулярного полноценного школьного питания).

Два мира – два детства

США

Не сбалансированное и не регулярное питание в течение дня по потребностям ребенка, «еда в машине» по дороге в школу домой, и из дома в школу

Перекусы в виде бутербродов,чипсов и др. снэки

Регулярное 3-4-х разовое питание в детских образовательных учреждениях + ужин дома. Обязательно включает зелень, овощи, фрукты

Нет системы детского питания, регулирующейся государством. Ребенок приносит еду с собой (от родителей) в школу, либо система продажи еды школе, включая фаст-фуд, где ребенок сам выбирает еду, все едят разное! (но однообразное)

Система детского питания в начальной и средней школе регулируется государством! Все дети едят одно и тоже. Разнообразие достигается за счет 6-тидневного разного меню

Запрещено продавать детям питание и напитки в школе

Размер порции на 20-30% больше

Размер порции на 20-30% меньше

Активно рекомендуются витамины и добавки

Не рекомендуются без четких показаний врача ни витамины, ни добавки (принцип: все есть в полезной еде!)

На физкультуру (2-3 раза в неделю) можно не ходить под разными предлогами

3 раза в неделю физкультура + один день в неделю только физкультуры!

Семейные и общественные приоритеты на интеллектуальные достижения ребенка

Акцент на развития вкуса и умения себя вести за столом, здоровье и спортивное развитие ребенка

В последнее время на международных конгрессах по ожирению, ученые спорят о причинах эпидемии ожирения. Есть несколько научно обоснованных причин роста избыточного веса у детей в развитых странах. Основной причиной считается разрушение традиционной системы питания, построенной на режиме и близостью к природе

С точки зрения правительства – есть страны, где образовательные программы для родителей и программы физической занятости для детей. Однако, если правительство и законодательные органы бездействуют, и от них помощи не добиться, возможно ли самостоятельно противостоять целой системе – возможностям государства, сложившемуся общественному укладу и культуре? Как это сделать безболезненно?

Если есть исторически развитая культура и традиции питания, в таких странах традиционно меньше ожирения – как например страны средиземноморья. Интересно заметить, что некоторые страны, имея достаточно умеренные показатели по взрослому ожирению, тем не менее, занимают передовые позиции по ожирению детскому – феномен Испании и Италии - стран с благоприятным климатом и традиционно здоровой системой питания – средиземноморской диетой. Что же происходит там?

В России, на мой взгляд, существует несколько принципиальных причин, из-за которых дети страдают от лишнего веса и начинают болеть

1. Лояльность или терпимость к лишнему весу у родителей, в последнее время у педиатров (!).

2. Неконтролируемое потребление вредных продуктов в школе и дома, без ведома родителей. Отсутствие нормального питания в школе.

3. Гиподинамия. В школу на машине, из школы – на машине, на прогулки нет времени. Спортом заниматься не хочется.

4. Времяпровождение перед телевизором, компьютером, планшетом и другими электронными гаджетами

5. Разрушение культурных традиций в области питания – ритуалов приема пищи, выращивания пищевых растений, приготовления дома натуральной домашней еды, отсутствие семейного «кулинарного опыта»

6. Семейные и общественные приоритеты смещены на успешность и интеллект, вместо здоровья и гармоничного развития ребенка!

Причина №1. Лояльность или терпимость к лишнему весу как у родителей, так и у врачей.

Если вспомнить застойные 80-е и лихие 90-е годы, то полный ребенок в классе воспринимался как нонсенс, исключение из правил. Его часто дразнили всем классом, зачастую основной причиной полноты был (если ребенок не был болен) тот факт, что ребенок воспитывался у бабушки, которая его «баловала». У родителей было мало возможностей «баловать» ребенка в том числе и едой. Родители больше волновались по поводу того, что ребенок отличается от других не в лучшую сторону. В наше время пищевого изобилия небольшая полнота уже не воспринимается родителями, как феномен, отличающий ребенка от других. С одной стороны, это хорошо, когда полного ребенка не обзывают в школе, с другой стороны недооценивается опасность лишнего веса. Если анализы в норме, то рекомендации педиатра могут ограничиться «Меньше ешь больше двигайся». Однако в это время, у ребенка уже могут происходить изменения на гормональном уровне, из-за которых ему очень сложно «больше двигаться»! В Америке уже несколько лет существует тенденция на смещение размерного стандарта красоты. Ученые, изучающие детское ожирение, бьют тревогу. Вот такое фото об опасности смещения стандартов красоты и здоровья представил на Конгрессе по ожирению в 2014 году голландский профессор – специалист по детскому ожирению.

«Бог красоты Аполлон Бельведерский Современный»

В статье я приведу опыт моих пациентов по преодолению препятствий системы и расскажу, какие системы существуют

Причина №2. Неконтролируемое потребление вредных продуктов в школе и дома, без ведома родителей. Отсутствие нормального питания в школе.

Безусловно, если в школе продаются хот-доги, гамбургеры, чипсы, пирожные, конфеты и сладкие газированные напитки, уменьшить это потребление без специальной образовательной программы или запретов на уровне государства (во Франции запрещено продавать в фаст-фуд в начальной и средней школе) достаточно сложно. Однако опыт некоторых продвинутых российских родителей доказывает обратное. Несмотря на большую занятость и сложный характер современных детей, которым все полезное – не вкусно, а все вкусное – вредно, они научили своих детей отказываться от вредной еды, говорит «нет», когда им предлагают такую еду и убедили есть здоровую пищу.

Кто виноват? Государство, разрешающее или не ограничивающее продажу вредных продуктов для детей? Общественная система поощрения детей сладким? Или родители и бабушки с дедушками, приучившие к сладкому на своем примере или в желании «побаловать» любимое чадо?

Ирина, 38 лет, бухгалтер, мать двоих дочерей. К сожалению, питание и в и в нашей семье, и в нашей школе оставляло желать лучшего. Дома у нас было много здоровой еды, но мы все любили есть мучное и сладкое. А в школе что то полезное найти на обеде очень сложно. В нашей семье есть сколнные к полноте бабушки, мы все – жуткие сладкоежки, и когда и я сама, и моя страшая дочь начала поправляться, я решила срочно что-то делать. Проштудировав массу литературы (выбирала книги, а не интернет), я поняла, что надо исключить вредные продукты, в том числе содрежащие сахар, мрагарин,Читала книжку вслух обеим дочерям, когда приходила с работы домой. Я поняла, что если не объединить все наши семейне усилия по борьбе за стройность и красоту, мы никогда не сможеи противостоять магазинами школы. И вот вечером, приходя домой с работы, вместо обсуждения уроков и завтрашних дел, Мы забрасывали все остальные дела, читали книги по правильному питанию, и готовили полезную еду вместе. Я не во всем была уверена, попросила набрать еще информации у старшей дочери. В результате мы нашим семейным женским коллективом пришли к выводу, что нам для сохранения нашей неотразимой красоты нужно исключить сахар, сладости, и белый хлеб и включить побольше овощей. Наша полная бабушка оказалась нам сначала оппонентом. У детей итак мало развлечений и много стресса! Головному мозгу нужна глюкоза – бастовала она, принося домой печенье и конфеты). Мы заменили сахар на фрукты с вкусным чаем, хлеб и мучное на черный и серый, исключили каши кроме гречневой и пшеничной и твердые сорта макарон. Через полгода мы удивились. Наша младшая сластена и бабушка-сладкоежка – стало значительно меньше тянуть на сладкие продукты.. Младшая даже в школе перестала покупать сладости.. говоря подругам – Ну это же не вкусно… альтернативным перекусами в течние дня стали выдаваемые в школу яблоки, сушеные наутральные чипсы, бутерброды из сыра с овощами, а также зеленый и травяной чай в пакетиках и компот из сухофрутов для заваривания. В школе есть кулер.. Мы все еще остаемся сладкоежками – но теперь сладкое у нас только полезное. И мы почти уже достигли идеального веса! Бабушка не смотря на свою партизанскую борьбу уже скинула 8 кг и теперь, если и не идиным фронтом, то прислушивается к нам, Мы едим много фруктов, ни дня без яблока, ягод, а на выходных наслаждаемся вместе приготовленными низкокалорийные ягодные и фруктовые пироги

Причина №3. Гиподинамия: Низкая физическая активность в школе и дома. В школу на машине, из школы – на машине, на прогулки нет времени. Спортом заниматься не хочется.

Ирина, … школа находиться далеко она с художественным уклоном, нам необходимо ездить на машине, на это уходит много времени, дополнительные занятия танцами. С собой бутерброды из отрубного хлеба, порезанные овощи, иногда теплый овощной бульон с сухраиками. Танцы почти каждый день. А вечером – у на страдиционно, чтобы не случилось, какя бы погода не стояла – мы идем с дочерью в магазин за нетяжелыми покупками или в парк – просто прогуляться и поболтать. Как минимум 30 минут.

Я не сразу обратила должное внимание, что мой сын начал полнеть. Он достаточно хорошо учился в школе, и был плотно загружен дополнительными занятиями. Кроме того, он бегал играть с ребятами в футбол несколько раз в неделю. Нам казалось – это достаточно! Кроме лишнего веса, проблемы с головокружениями и слабостью во время уроков, постоянная усталость. Я решила что-то делать. Папа у нас склонен к полноте и не очень-то любит заниматься спортом – на работе итак устает. Я говорит гоняю целую футбольную команду. Мне пришлось воздействовать на сына в одиночку. Сначала я уговорила сына не просто ходить играть в футбол, а записаться в футбольную секцию. К сожалению, пришлось пожертвовать дополнительными занятиями по английскому и оценками в школе по его нелюбимым предметам (были четверки , пятерки, стали тройки, четверки – но я сознательно шла на такой договор с сыном – передо мной пример располневшего мужа со множеством проблем со здоровьем!). А к счастью у меня перде глазами пример моей подруги, у которой сын в 15 летнем возрасте – неоднократный победитель, различных соревнований, чемпион России по парусному спорту, но не знает кто такой Чехов (вид спорта требует высокого интеллекта, это смешно, но нагрузки у него такие, что со школьной программой он плохо справляется). Футбол и тэквондо 4 раза в неделю, роме того, путем проб и ошибок мы с сыном подобрали несколько здоровых блюд , которые он любит - обязательный овощной суп (его можно готовить на всю неделю и замораживать в морозилке) и его любимые макароны из полбы или рис морепродуктами и овощами. Вечером – рыба запечена с овощами и . В плане рыбы смешно – сначала я думала, что он ее не ест, потому что не любит, но когда научилась готовить вкусно -оказалось вся семья ее любит))) Мой сын - не чемпион и еще не достиг разрядов, но когда я смотрю на его округлившиеся бицепсы, на его горящие глаза, отсутствие страха даже перед старшими парнями в школе, участие в различных соревнованиях за школу, то меня переполняет гордость. Кстати, папа, посмотрев на мышцы сына, и устыдившись своего живота и отсутствия мышц, тоже решил заняться спортом. Теперь хоть один раз в неделю, но они проводят время вместе – в воскресенье утро начинается на стадионе, пока я дома делаю йогу и готовлю для них легкий но питательный завтрак.

Причина №4. Времяпровождение перед телевизором, компьютером, планшетом и другими электронными гаджетами

Владимир, отец двоих детей. К счастью, мы не любители телевизора, антенна у нас настроена так, что показывает только познавательные каналы, дома мы телевизор почти не смотрим, считая это канализацией для мозга, смотрим только заранее выбранные фильмы и по выходным – познавательные передачи во время еды, всей семьей. Висит магнитик: «Телевизор - это маленькое окошко в духовном мусоропроводе»

Но что делать с социальными сетями, где висят все подростки?

Когда мы поняли с женой, что старшая дочь не высыпается, оттает в школе, плохо питается, я сразу же решил, что надо ограничить компьютер. Особенно меня стало беспокоить эта проблема, когда я встал ночью и увидел, что она вроде легла спать в 10 , а сама смотрит фильм вконтакте. Посмотрев трейлер к фильму- я реально ужаснулся – такое не только в ее юном возрасте, но и взрослым лучше не смотреть. Ничего не говоря дочери – бесполезно, запретный плод сладко –я стал думать, как граничиать время в инете

За сиключением подготовки к докладам и конференциям в шкое найти нужный материал в инетрнете. Я решил поставить программу на комп ограничения выхода в инет. Дочь в подростковом возрасте и я понимал, что будет много сопротивлений и возражений. Поэтому я начал долгую и нудную осаду: течение нескольких недель объяснял дочери в перде оключением, зачем это нужно, почему это вредно. Пришлось поискать инфо в инете))) На слово подросток не поверит)) Выслушмвал все ее возражения и протесты, даже торговался по поводу времени отключения. . Заранее подготовии ее морально к моменту отключения, я предложилией поставить эксперимент с самоконтролем – выходить в сети только на полчаса или час. Поставил таймер. Естессвенно не тольок для подростокв но и для взрослых людей, Контролировать вермяпроведенное в соц сетях – ей не удалось, всегда . Я не стал обвинять ее, наоброт, сказал, что это невозможно контролировать, даже я взрослый человек, плохо контролирую время если начинаю играть в компьютерные игры. Поэтому и для меня и для нее мы ставим ограничение на инет на время учебы: в будние дни разрешалось проводить в соц сетях 30 минут, в выходные - час, на каникулах – больше. Как нис тарнно в день отключения не увидел долгожданной истерики, поэтому отблагодарил дочь – подарил им с подружками совместный поход на фильм достаточно взрослый

Во-первых, она стала ложиться раньше и перестала вставать по ночам, во вторых – повысилась успеваемость. Появился розовый румянец на щеках – она стала больше гулять с такими же «пострадавшими», которым родители не дают висеть в контакте -

Каково же было мое удивление, когда после 3-х месяцев, когда наступили каникулы, она стала проводить в контакте – не более 15-30 минут,

Причина №6 . Жизнь в стиле цейтнота и стресса. Если вы регулярно не успеваете, страдаете от перегрузок, если у ребенка много занятий, но при этом постоянное ощущение нехватки времени – вы в ловушке.

Ребенок ходит на английский, учится в гимназии, еле успевает сделать уроки, а когда спрашиваешь «Когда ты гуляешь» , отвечает – иногда по субботам, это распространенное явление. оде

7. С точки зрения правительства – есть страны, где образовательные программы для родителей и программы физической занятости для детей. Однако, если правительство и законодательные органы бездействуют, и от них помощи не добиться, возможно ли самостоятельно противостоять целой системе – возможностям государства, сложившемуся общественному укладу и культуре? Как это сделать безболезненно?

Если есть исторически развитая культура и традиции питания, в таких странах традиционно меньше ожирения – как например страны средиземноморья. Интересно заметить, что некоторые страны, имея достаточно умеренные показатели по взрослому ожирению, тем не менее, занимают передовые позиции по ожирению детскому – феномен Испании и Италии - стран с благоприятным климатом и традиционно здоровой системой питания – средиземноморской диетой. Что же происходит там?

В России, на мой взгляд, существует несколько принципиальных причин, из-за которых дети страдают от лишнего веса и начинают болеть

1. Лояльность или терпимость к лишнему весу у родителей, в последнее время у педиатров (!).

2. Неконтролируемое потребление вредных продуктов в школе и дома, без ведома родителей. Отсутствие нормального питания в школе.

3. Гиподинамия. В школу на машине, из школы – на машине, на прогулки нет времени. Спортом заниматься не хочется.

4. Времяпровождение перед телевизором, компьютером, планшетом и другими электронными гаджетами

5. Разрушение культурных традиций в области питания – ритуалов приема пищи, выращивания пищевых растений, приготовления дома натуральной домашней еды, отсутствие семейного «кулинарного опыта»

6. Семейные и общественные приоритеты смещены на успешность и интеллект, вместо здоровья и гармоничного развития ребенка!

Причина №1. Лояльность или терпимость к лишнему весу как у родителей, так и у врачей.

Если вспомнить застойные 80-е и лихие 90-е годы, то полный ребенок в классе воспринимался как нонсенс, исключение из правил. Его часто дразнили всем классом, зачастую основной причиной полноты был (если ребенок не был болен) тот факт, что ребенок воспитывался у бабушки, которая его «баловала». У родителей было мало возможностей «баловать» ребенка в том числе и едой. Родители больше волновались по поводу того, что ребенок отличается от других не в лучшую сторону. В наше время пищевого изобилия небольшая полнота уже не воспринимается родителями, как феномен, отличающий ребенка от других. С одной стороны, это хорошо, когда полного ребенка не обзывают в школе, с другой стороны недооценивается опасность лишнего веса. Если анализы в норме, то рекомендации педиатра могут ограничиться «Меньше ешь больше двигайся». Однако в это время, у ребенка уже могут происходить изменения на гормональном уровне, из-за которых ему очень сложно «больше двигаться»! В Америке уже несколько лет существует тенденция на смещение размерного стандарта красоты. Ученые, изучающие детское ожирение, бьют тревогу. Вот такое фото об опасности смещения стандартов красоты и здоровья представил на Конгрессе по ожирению в 2014 году голландский профессор – специалист по детскому ожирению.

«Бог красоты Аполлон Бельведерский Современный»

В статье я приведу опыт моих пациентов по преодолению препятствий системы и расскажу, какие системы существуют

Причина №2. Неконтролируемое потребление вредных продуктов в школе и дома, без ведома родителей. Отсутствие нормального питания в школе.

Безусловно, если в школе продаются хот-доги, гамбургеры, чипсы, пирожные, конфеты и сладкие газированные напитки, уменьшить это потребление без специальной образовательной программы или запретов на уровне государства (во Франции запрещено продавать в фаст-фуд в начальной и средней школе) достаточно сложно. Однако опыт некоторых продвинутых российских родителей доказывает обратное. Несмотря на большую занятость и сложный характер современных детей, которым все полезное – не вкусно, а все вкусное – вредно, они научили своих детей отказываться от вредной еды, говорит «нет», когда им предлагают такую еду и убедили есть здоровую пищу.

Кто виноват? Государство, разрешающее или не ограничивающее продажу вредных продуктов для детей? Общественная система поощрения детей сладким? Или родители и бабушки с дедушками, приучившие к сладкому на своем примере или в желании «побаловать» любимое чадо?

Ирина, 38 лет, бухгалтер, мать двоих дочерей. К сожалению, питание и в и в нашей семье, и в нашей школе оставляло желать лучшего. Дома у нас было много здоровой еды, но мы все любили есть мучное и сладкое. А в школе что то полезное найти на обеде очень сложно. В нашей семье есть сколнные к полноте бабушки, мы все – жуткие сладкоежки, и когда и я сама, и моя страшая дочь начала поправляться, я решила срочно что-то делать. Проштудировав массу литературы (выбирала книги, а не интернет), я поняла, что надо исключить вредные продукты, в том числе содрежащие сахар, мрагарин,Читала книжку вслух обеим дочерям, когда приходила с работы домой. Я поняла, что если не объединить все наши семейне усилия по борьбе за стройность и красоту, мы никогда не сможеи противостоять магазинами школы. И вот вечером, приходя домой с работы, вместо обсуждения уроков и завтрашних дел, Мы забрасывали все остальные дела, читали книги по правильному питанию, и готовили полезную еду вместе. Я не во всем была уверена, попросила набрать еще информации у старшей дочери. В результате мы нашим семейным женским коллективом пришли к выводу, что нам для сохранения нашей неотразимой красоты нужно исключить сахар, сладости, и белый хлеб и включить побольше овощей. Наша полная бабушка оказалась нам сначала оппонентом. У детей итак мало развлечений и много стресса! Головному мозгу нужна глюкоза – бастовала она, принося домой печенье и конфеты). Мы заменили сахар на фрукты с вкусным чаем, хлеб и мучное на черный и серый, исключили каши кроме гречневой и пшеничной и твердые сорта макарон. Через полгода мы удивились. Наша младшая сластена и бабушка-сладкоежка – стало значительно меньше тянуть на сладкие продукты.. Младшая даже в школе перестала покупать сладости.. говоря подругам – Ну это же не вкусно… альтернативным перекусами в течние дня стали выдаваемые в школу яблоки, сушеные наутральные чипсы, бутерброды из сыра с овощами, а также зеленый и травяной чай в пакетиках и компот из сухофрутов для заваривания. В школе есть кулер.. Мы все еще остаемся сладкоежками – но теперь сладкое у нас только полезное. И мы почти уже достигли идеального веса! Бабушка не смотря на свою партизанскую борьбу уже скинула 8 кг и теперь, если и не идиным фронтом, то прислушивается к нам, Мы едим много фруктов, ни дня без яблока, ягод, а на выходных наслаждаемся вместе приготовленными низкокалорийные ягодные и фруктовые пироги

Причина №3. Гиподинамия: Низкая физическая активность в школе и дома. В школу на машине, из школы – на машине, на прогулки нет времени. Спортом заниматься не хочется.

Ирина, … школа находиться далеко она с художественным уклоном, нам необходимо ездить на машине, на это уходит много времени, дополнительные занятия танцами. С собой бутерброды из отрубного хлеба, порезанные овощи, иногда теплый овощной бульон с сухраиками. Танцы почти каждый день. А вечером – у на страдиционно, чтобы не случилось, какя бы погода не стояла – мы идем с дочерью в магазин за нетяжелыми покупками или в парк – просто прогуляться и поболтать. Как минимум 30 минут.

Я не сразу обратила должное внимание, что мой сын начал полнеть. Он достаточно хорошо учился в школе, и был плотно загружен дополнительными занятиями. Кроме того, он бегал играть с ребятами в футбол несколько раз в неделю. Нам казалось – это достаточно! Кроме лишнего веса, проблемы с головокружениями и слабостью во время уроков, постоянная усталость. Я решила что-то делать. Папа у нас склонен к полноте и не очень-то любит заниматься спортом – на работе итак устает. Я говорит гоняю целую футбольную команду. Мне пришлось воздействовать на сына в одиночку. Сначала я уговорила сына не просто ходить играть в футбол, а записаться в футбольную секцию. К сожалению, пришлось пожертвовать дополнительными занятиями по английскому и оценками в школе по его нелюбимым предметам (были четверки , пятерки, стали тройки, четверки – но я сознательно шла на такой договор с сыном – передо мной пример располневшего мужа со множеством проблем со здоровьем!). А к счастью у меня перде глазами пример моей подруги, у которой сын в 15 летнем возрасте – неоднократный победитель, различных соревнований, чемпион России по парусному спорту, но не знает кто такой Чехов (вид спорта требует высокого интеллекта, это смешно, но нагрузки у него такие, что со школьной программой он плохо справляется). Футбол и тэквондо 4 раза в неделю, роме того, путем проб и ошибок мы с сыном подобрали несколько здоровых блюд , которые он любит - обязательный овощной суп (его можно готовить на всю неделю и замораживать в морозилке) и его любимые макароны из полбы или рис морепродуктами и овощами. Вечером – рыба запечена с овощами и . В плане рыбы смешно – сначала я думала, что он ее не ест, потому что не любит, но когда научилась готовить вкусно -оказалось вся семья ее любит))) Мой сын - не чемпион и еще не достиг разрядов, но когда я смотрю на его округлившиеся бицепсы, на его горящие глаза, отсутствие страха даже перед старшими парнями в школе, участие в различных соревнованиях за школу, то меня переполняет гордость. Кстати, папа, посмотрев на мышцы сына, и устыдившись своего живота и отсутствия мышц, тоже решил заняться спортом. Теперь хоть один раз в неделю, но они проводят время вместе – в воскресенье утро начинается на стадионе, пока я дома делаю йогу и готовлю для них легкий но питательный завтрак.

Причина №4. Времяпровождение перед телевизором, компьютером, планшетом и другими электронными гаджетами

Владимир, отец двоих детей. К счастью, мы не любители телевизора, антенна у нас настона так, что показывает только познавательные каналы, дома мы телевизор почти не смотрим, считая это канализацией для мозга, смотрим только заранее выбранные фильмы и по выходным – познавательные передачи во время еды, всей семьей. Висит магнитик: «Телевизор - это маленькое окошко в духовном мусоропроводе»

Но что делать с социальными сетями, где висят все подростки?

Когда мы поняли с женой, что старшая дочь не высыпается, оттает в школе, плохо питается, я сразу же решил, что надо ограничить компьютер. Особенно меня заволновала когда я встал ночью и увидел, что она вроде легла спать в 10 , а сама смотрит фильм вконтакте. Посмотрев трейлер к фильму- я реально ужаснулся – такое не только в ее юном возрасте, но и взрослым лучше не смотреть. Ничего не говоря дочери – бесполезно, запретный плод сладко –я стал думать, кА ограничиать время в инете

За сиключением подготовки к докладам и конференциям в шкое найти нужный материал в инетрнете. Я решил поставить программу на комп ограничения выхода в инет. Дочь в подростковом возрасте и я понимал, что будет много сопротивлений и возражений. Поэтому я начал долгую и нудную осаду: течение нескольких недель объяснял дочери в перде оключением, зачем это нужно, почему это вредно. Пришлось поискать инфо в инете))) На слово подросток не поверит)) Выслушмвал все ее возражения и протесты, даже торговался по поводу времени отключения. . Заранее подготовии ее морально к моменту отключения, я предложилией поставить эксперимент с самоконтролем – выходить в сети только на полчаса или час. Поставил таймер. Естессвенно не тольок для подростокв но и для взрослых людей, Контролировать вермяпроведенное в соц сетях – ей не удалось, всегда . Я не стал обвинять ее, наоброт, сказал, что это невозможно контролировать, даже я взрослый человек, плохо контролирую время если начинаю играть в компьютерные игры. Поэтому и для меня и для нее мы ставим ограничение на инет на время учебы: в будние дни разрешалось проводить в соц сетях 30 минут, в выходные - час, на каникулах – больше. Как нис тарнно в день отключения не увидел долгожданной истерики, поэтому отблагодарил дочь – подарил им с подружками совместный поход на фильм достаточно взрослый

Во-первых, она стала ложиться раньше и престала вставать по ночам, вовторых – повысилась успеваемость. Появился розовый румянец на щеках – она стала больше гулять с такими же «пострадавшими», которым родители не дают висеть в контакте -

Каково же было мое удивление, когда после 3-х месяцев, когда наступили каникулы, она стала проводить в контакте – не более 15-30 минут,

Причина №6 . Жизнь в стиле цейтнота и стресса. Если вы регулярно не успеваете, стардаете от перегрузок, если у ребенка много занятий, но при этом постоянное ощущуение нехватик времени – вы в ловушке.

Ребенок ходит на английский, учится в гимназии, еле успевает сделать уроки, а когда спрашиваешь «Когда ты гуляешь» Отвечает – иногда по субботам. Достаточно рапространено е явление. Когда я стала работать с этой девочкой неоднократсно возникал вопрос