Недавно с моим знакомым историком мы разговорились о том, как в степях Казахстана были основаны крупные города. С их возникновением связано много интересных событий, но больше всего меня впечатлил тот факт, что самые успешные областные центры и даже экс-столица этой азиатской страны построены, как говорится, русскими мозгами и руками.
Петропавловск благодаря советскому наследию тяжелого машиностроения стал благоустроенным и зажиточным. Да и само его возникновение – заслуга русских.
Основан город в 1752 году как военная крепость Святого Петра, в 1807 переименован в Петропавловск. В советские времена передан Казахской ССР.
Актобе. В 1869 году по инициативе царского флигель-адъютанта полковника Борга в степи началось возведение военного укрепления на месте древнего урочища Ак-Тобе. В 1891 поселение сменило статус и стало уездным городом Актюбинском.
Ключевой фактор роста экономики – строительство железной дороги в 1902 году, соединившей Оренбург и Ташкент. В эпоху СССР Актюбинск вырос до промышленного и культурного центра региона.
После распада СССР переименован в Актобе. Местным властям удалось сохранить индустриальный капитал, оставленный русскими, благодаря чему в Актобе и сегодня жить хорошо.
Караганда считается угольной столицей Казахстана. Ее история началась в 1857 с шахтерского поселения выходцев из Ростова-на-Дону и Ставрополя. В 1931 Караганда получила статус рабочего поселка, а в 1934 — города.
Тридцатые годы – время быстрого роста промышленности и населения. Правда, недобровольного. В то время близ Караганды находился архипелаг КарЛАГ, куда ссылали немцев, украинцев, корейцев, греков, белорусов и представителей других национальностей.
Усть-Каменогорск прошел путь от казачьей крепости до промышленного гиганта. Город появился в 1720 году с легкой руки Петра I, повелевшего основать крепость «Усть-Каменная» для укрепления государственных рубежей и разведки золотых месторождений.
Первыми жителями стали сибирские казаки. Позже поселение разрослось за счет уральских и донских казаков, пленных польских конфедератов, староверов, крепостных крестьян и женщин-арестанток.
Благодаря развитию торговли, росту промышленных предприятий и добыче золота Усть-Каменогорск получил статус города в 1868.
На месте современного города Семея (Семипалатинска) тоже раньше была военная крепость, построенная по указу Петра I в 1718 году. Название Семипалатинск произошло от семи разрушенных буддийских пагод, находившихся в окрестностях.
Статус города получил в 1782. В дореволюционные времена играл особую роль, будучи русскими воротами в Западный Китай и Тибет.
В 2007 переименован в Семей. По благосостоянию не сравнится ни с Актобе, ни с Карагандой, но интересен в плане русской дореволюционной и советской архитектуры.
Костанай — один из столпов экономики Казахстана. Известен аграрной промышленностью и машиностроением. А началось все в 1879 году со строительства Николаевска, административного центра по управлению Тургайской области Российской империи. Переименован в Кустанай в 1895, а после развала СССР в Костанай.
В дореволюционные времена процветал за счет мыловаренных, маслобойных, кирпичных, мукомольных, пивоваренных заводов и торговли. Развитие промышленной инфраструктуры связано с предприятиями СССР, эвакуированными в Казахстан во время Великой Отечественной войны.
Не могу не упомянуть и экс-столицу Алматы. Здесь тоже без русских не обошлось. Мегаполис когда-то был Заилийским военным укреплением, оно основано в 1854 году. Тринадцать лет спустя сменило название на Верный. В советскую эпоху название вновь меняется на Алма-Ату, а с распадом СССР – на Алматы.
А какими городами Казахстана можете дополнить этот список вы?