Найти тему
частные суждения

Купить дракона

Одним из лучших сказочных фильмов Марка Захарова стала философская притча «Убить дракона», поставленная по пьесе «Дракон» Евгения Шварца. Здесь я не буду разбирать её подтексты, сосредоточившись лишь на одном аспекте этого фильма. На самом драконе. Он в фильме показан весьма впечатляюще. Однако если действие происходит в европейской сказочной реальности, то это крайне необычный дракон.

Ланселот в естественной среде обитания, то бишь в пути.
Ланселот в естественной среде обитания, то бишь в пути.

Перечислим все странности:

  • Он не копит сокровищ, во всяком случае в фильме мы их не видим. Горожане, веками жившие рядом с драконом, ни разу о его золоте не упоминают.
  • Он каждый год требует себе новую избранницу и в ту же ночь насилует её, отчего девица погибает. Однако сказочные драконы так себя не вели. Их пленницы жили долго (во всяком случае, достаточно долго, чтобы рыцари из дальних стран успевали их спасти) и нет упоминаний о том, что похититель принуждал их к близости. Есть версия, что драконы похищали принцесс только для того, чтобы еда (в виде рыцаря, то есть комплекта из всадника и лошади) сама приходила к их логову.
  • Он не просто подчинил себе людей, но часто общается с ними, для чего принимает человеческий облик. Сказочные драконы изредка могли превращаться в людей, но лишь для какой-то конкретной цели. Удовольствия общение с людьми им не доставляло и они к нему не стремились.
  • Он крайне асоциален. Нет никаких упоминаний о том, что за прошедшие века он хотя бы словечком перекинулся с другим драконом. Более того, горожане считают его защитой от прочих драконов, то есть по отношению к сородичам он ведёт себя агрессивно или по крайней мере отчуждённо.
  • Он почему-то не любит цыган. Хотя сам отличить цыгана от не-цыгана не способен, вынужденно полагаясь в этом на людей. Последнее неудивительно, но вот само выделение какой-то из человеческих национальностей для драконов не характерно.

Дракон в фильме саркастичен, хитёр, властен, и т.д. Но счастливым он не выглядит .
Дракон в фильме саркастичен, хитёр, властен, и т.д. Но счастливым он не выглядит .

Итак, перед зрителями предстаёт дракон-отшельник и при этом маньяк с крайне причудливыми пристрастиями. Точнее, дракон потому и отшельник, что его психика сильно отличается от нормальной драконьей и он сам это понимает. Но в таком случае почему этот дракон не поселился где-то вдали от всех, в собственной пещере? Ведь люди, даже если он каким-то образом сумел преодолеть врождённую неприязнь к этим мелким двуногим, попросту опасны, что в фильме наглядно показано.

Выжившая в смертельном поединке голова дракона.
Выжившая в смертельном поединке голова дракона.

Должно быть, он просто не может покинуть этот город. В фильме он даже после «гибели» остаётся в городе, хотя и в несколько ином качестве. Но ведь он не любит горожан, третирует и унижает их. По его собственным словам, он калечит их души. Не потому ли, что его собственная душа тоже искалечена и он таким способом пытается отомстить? Но ведь при желании он мог бы легко уничтожить весь город, со всеми его обитателями, но за века так и не сделал этого.

Эльза и бургомистр с сыном.
Эльза и бургомистр с сыном.

Горожане и особенно власть имущие в фильме показаны в самом несимпатичном облике. Если дракон выглядит скорее трагической фигурой, то представители человеческих властей, все как один, отъявленные мерзавцы. Допустим, что такими они были и до того, как у них поселился дракон. Исходя из этого, можно попробовать реконструировать, как это произошло.

Ланселот смотрит как-то недовольно, в то же время грустно и с недоумением.
Ланселот смотрит как-то недовольно, в то же время грустно и с недоумением.

Город подвергался нападениям врагов или монстров (например, других драконов), при этом в городе мог начаться мор. В фильме упоминается, что однажды дракон вскипятил озеро и тем спас горожан от эпидемии. И когда городские власти отчаялись, к ним пришёл некий волшебник… Ничего не напоминает? Да, зачин почти как в истории о Гаммельнском крысолове. Волшебник вызвал дракона, чтобы тот защитил город. Горожане по сути сами купили себе эту огромную крылатую ящерицу.

Девочка слева в наряде простолюдинки, справа — аристократки, что символизирует.
Девочка слева в наряде простолюдинки, справа — аристократки, что символизирует.

Но когда маг попросил обещанную плату, горожане его убили. Волшебник не успел (или не захотел) отпустить дракона на свободу и тот оказался навеки привязан к этому городу. Отсюда и все странности в его поведении, ведь в такой ситуации у любого разумного ящера неминуемо поедет крыша. Нелюдимость (то бишь недраконность) тоже проистекает из ситуации — гордость (или магический запрет) не позволяет ему рассказать сородичам о том, как он оказался прикован к этому месту и вынужден жить с людьми, поэтому он не любит с ними общаться.

Дракон сразу спросил странного пришельца, не цыган ли он.
Дракон сразу спросил странного пришельца, не цыган ли он.

Скорее всего, этот маг был (или назвался) цыганом. Возможно, какое-то время дракон искал среди прочих цыган другого колдуна, который мог бы его освободить. Иногда желающие это сделать находились, но, взяв аванс, они тут же сбегали. По прошествии пары-тройки веков дракон разочаровался в этих попытках, а во всех цыганах стал видеть того злодея, который заточил его сюда. И даже Ланселот, судя по последним кадрам фильма, своей радикальной хирургией не смог спасти несчастного дракона от старого заклятия.