«Это возврат в 90-е», – возмутились казахские депутаты в ответ на предложение Аманжана Жамалова ввести бесплатные продуктовые карточки для малоимущих из-за резкого роста цен на продукты и инфляции. Политики считают, что такой шаг будет позором для современного Казахстана.
А я думаю, что настоящий позор – вынуждать народ экономить на еде. К тому же казахские парламентарии, кажется не в курсе, что система продовольственных карт не изобретение СССР. В ряде стран мира, в том числе с развитой экономикой, она действует и сегодня.
У жителей постсоветских стран продуктовые карточки вызывают неприятные ассоциации, но это не повод отмахиваться от действенного способа помощи малообеспеченным. К тому же не стоит путать их с горбачевскими талонами, пугая возвратом в 90-е.
Талоны ввели в конце 80-х из-за тотального дефицита в магазинах. На них можно было купить нужный товар, но по рыночной стоимости. На практике это вылилось в огромные очереди, отсутствие гарантии покупки и расцвет торговли из-под полы. Ведь товара, на который выдан талон, в магазинах могло не быть, или, что еще неприятнее, он заканчивался, когда подходила очередь.
Продовольственные карточки – иная система. Это материальная помощь государства людям, которым не хватает денег на еду и товары первой необходимости. Иначе говоря, государство безвозмездно дает гражданам некие денежные суммы с условием, что они будут потрачены на питание, но не на спиртное и сигареты.
Конечно, карточки появляются не от хорошей жизни. В СССР в последний раз они были в годы Великой Отечественной. Их выдавали на продукты и некоторые промышленные товары. В прошлом столетии карточное продовольственное распределение вводили Великобритания, Германия, Греция, Япония, Польша, Канада, Испания, Франция, США.
По сути, это происходило во времена кризисов, когда средний класс резко беднел, а вчерашние малоимущие оказывались на грани выживания. С этой точки зрения не составляет труда понять, почему подобная мера государственной помощи вызывает неприятнейшие ассоциации у казахстанцев.
Но я думаю, что было бы ошибкой позволить памяти о плохом нивелировать пользу и относиться к подобного рода адресной помощи как к чему-то постыдному. Достаточно посмотреть по сторонам: продовольственные карточки – актуальная практика современной Испании, США, Греции, Франции, причем в каждой стране есть свои нюансы.
Во Франции, например, деньги на еду начали выдавать два года назад, в разгар локдауна. Правда, только бездомным, но судя по последним событиям, категория бенефициаров расширится. Недавно об этом говорил Макрон, обещая продуктовые чеки бедным и среднему классу.
Интересно, что французы, услышав заявление президента, не стали говорить о позоре. Люди понимают, что дела идут плохо, поэтому от денег на еду отказываться не собираются.
В США аналог карточного продуктового распределения возник во время Великой депрессии. Программа работала с перебоями до 1960-го, после чего стала обязательной частью социальной политики. Сейчас действует как проект SNAP, направленный одновременно на поддержку малоимущих и местных производителей.
Суть в том, что каждый месяц бедные получают 115 долларов на специальную электронную карту, но купить продовольственные товары можно только в магазинах местных производителей, которые включены в программу SNAP. Также средства нельзя тратить на спиртное и табак. В остальном ограничений на покупку еды нет.
В России также ходят разговоры о введении продуктовых карточек. Обсуждения начались еще в 2008 году, но сейчас они вышли на уровень правительства.
«Деньги на еду» – отчетливый знак, что в стране есть большое число людей, которым не хватает средств на покупку самого необходимого. Полагаю, что как мера поддержки в кризисные времена, они нужны. Однако это не долгосрочное решение. Власти, прежде всего, должны бороться с бедностью и повышать уровень жизни населения.
А как вы считаете, нужны ли продуктовые карты в России?