Особняк в неорусском стиле, прозванный турецким домом, расположился по адресу Гоголя, 1 – в тупике самой короткой улицы города рядом с музеем космонавтики. Его необычная архитектура сразу бросается в глаза.
Улицу, названную в честь писателя, гостившего неподалеку, не переименовали в Советское время. Николай Васильевич жил в деревянном флигеле Дома Смирновых – резиденции губернатора в Загородном саду - который располагался на территории музея космонавтики Циолковского. Там в 1849 году писатель работал над вторым томом "Мёртвых душ".
Постройку здания на Гоголя, 1 задумали еще в 1900 году – калужское учительское сообщество начало сбор пожертвований на строительство дома для престарелых учителей. Выбрали живописное место, разработали дизайн, начали строительство. Но в 1906 году учительское сообщество закрывается, а стройка останавливается.
Разные источники указывают на 1914-1915 и 1918 года завершения строительства пленными турками, среди которых был журналист-революционер Мустафа Субхи, ставший основателем коммунистической партии Турции. Во время Первой мировой войны он находился в ссылке в Калуге как интернированный турецкий подданный.
После постройки, дом использовался в качестве госпиталя для раненых русских солдат.
Позже там ненадолго разместилась синагога, затем общежитие Западного отделения Московской железной дороги, следом железнодорожный архив занял одно из помещений, но освободил его около 15 лет назад – теперь оно находится в аварийном состоянии и пустует. Сам дом - жилой.
Старожилам нравится вид, открывающийся на Яченское водохранилище. Но рассказывают и о приведениях, которые тихонько воют или плачут, как ребенок, и пролетают темными тенями. Говорят о поселившемся здесь духе Гоголя. Впрочем, будь я приведением, я бы тоже тут осталась.
Здание не ремонтировали больше полувека – открываешь дверь и попадаешь в прошлое. Под ногами поскрипывают деревянные половицы, серые стены стеснительно прячут наготу под остатками облупившейся краски, деревянные окна, расположенные на разном уровне, завораживают.
Фасад потихоньку разрушается. Если бы не пластиковые окна на пером этаже, дом казался бы заброшенным.
В 1937 году в один день – 7 октября расстреляли двух жителей этого дома, врагов народа, позже реабилитированных – старшего инженера Управления Московско-Киевской железной дороги Петра Дмитриевича Пасько и главного инженер строительной конторы дирекции управления МКЖД, а затем музыканта оркестра городского театра Николая Германовича Гайса. Их обвинили во вредительской деятельности в путевом хозяйстве дороги и участии в контрреволюционной террористической диверсионной организации.
Ходят легенды, что в доме спрятаны несколько комнат, а из подвала ведёт один из Калужских подземных ходов. На мысль об этом наталкивает то, что фундамент сделан из бутового камня. Ведь для чего-то был задуман такой высокопрочный фундамент. На фоне деревянных лестниц это кажется чересчур долговечным решением.
Говорят, что до 1941 года у крыши дома была другая форма, но туда угодил немецкий снаряд.
А еще была найдена потайная комната с уже разрушенной кирпичной стеной. Но, найти старые фото и план дома в интернете мне не удалось.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки! Впереди серия увлекательных статей об интересных зданиях Калуги и не только.
#калуга #путешествия #мистические дома #мистика #особняк #дом с привидениями