Почему артист доигрывал свои роли в жизни?
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. Умное лицо еще не признак ума». Эту фразу после выхода фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Олег Янковский присвоил себе. Он любил произносить ее и на официальных встречах, и в кругу друзей. Артист сделал ее своим фирменным выражением. А Мюнхгаузена – вторым я. Треуголка барона даже появилась на его автографе.
Так случилось не только с ролью барона Мюнхгаузена. От каждого героя Олег Янковский брал что-то себе. И часто даже помимо собственной воли. Актер настолько глубоко погружался в образ, что потом долго не мог избавиться от влияния персонажа. Естественно, возникает вопрос: а каким он был в жизни? Коллеги вспоминают, что настоящего Янковского мало кто знал.
Об этой особенности сам артист не раз в шутку говорил в интервью. И так было до самой смерти Олега Ивановича. Кажется, даже она случилась не просто так – Янковский скончался вскоре после завершения съемок фильма «Царь» режиссёра Павла Лунгина. В этой картине он сыграл митрополита Московского Филиппа, который по сюжету … умирает.
Какие черты характера Олег Янковский взял от своих героев? Как получилось, что он перехватил роль у самого Никиты Михалкова? Кто чуть не подвел актёра под статью о контрабанде? И как Янковский доигрывал свои роли в реальной жизни? И с чего все началось?
В кино Олег Иванович попал абсолютно случайно. Как-то во время гастролей Саратовского драматического театра во Львове он зашел в гостиничное кафе. Там же – по удивительному стечению обстоятельств – сидел Владимир Басов с женой – Валентиной Титовой. В это время Басов, как режиссер, работал над сериалом «Щит и меч». «По-моему, этот артист может исполнить роль Генриха в твоем фильме», - сказала Титова. «Это не артист, - возразил Басов. – Такое лицо может быть только у физика или филолога». Вскоре Янковского пригласили на пробы в Москву. Он все-таки получил роль…
Фильм имел оглушительный успех! Зрители высиживали две серии подряд, а потом бежали еще на две. На все 4 серии было продано 228 миллионов билетов – огромная цифра! Конечно же, появление нового артиста не прошло незамеченным. У Янковского появилось множество поклонниц, а вот критики накинулись на него: мол, мимика у артиста вялая, дикция плоховата. Все разом стали гадать: а повторит ли он свой успех?
Не станет ли актером одной роли? Но уже через несколько месяцев на экраны вышел фильм «Служили два товарища». Роль и в этой картине он получил абсолютно случайно, перехватив ее у родного брата.
У Янковского был брат – Ростислав. Он первым решил стать артистом, и заразил этим не очень-то целеустремленного Олега. И вот он поехал в Москву на пробы к фильм «Служили два товарища». Брата взял исключительно за компанию.
В киностудии Ростислав попробовался на главную роль, а Олег выбрал Александра Брусенцева (это роль впоследствии сыграет Владимир Высоцкий). Посмотрев пробы, режиссер задумчиво произнес: «Нет, этого мы Врангелю не отдадим». Неожиданно он взял молодого саратовского самородка на главную роль.
Ростислав Янковский тоже сыграл в фильме. Ему досталась роль полковника Васильчикова.
«Щит и меч» и «Служили два товарища» вышли почти одновременно. Зритель не мог не заметить молодого, красивого артиста, сыгравшего две главные но роли. Но вот что удивительно. Даже после всесоюзного успеха, Янковский остался в труппе Саратовского драматического театра, причем, на вторых ролях. В родных пенатах еще долго не признавали его талант. Куда знаменитее была его жена – Людмила Зорина. Олега даже по имени не знали. Его называли просто – «Людкин муж».
Нельзя сказать, чтобы Янковскому не подступали предложения. Почти все ведущие театры звали его в Москву, но он – ждал своего часа. А может быть, просто не решался на переезд. Звездной болезнью артист никогда не страдал.
Так или иначе, в 1973-м году его час настал. Его позвал к себе Марк Захаров, руководитель театра имени Ленинского комсомола. В этом здании он прослужил до последних дней.
После перехода в Ленком, Янковский стал стремительно набирать популярность как театральный артист. Он играл в самых громких спектаклях, но видела его только московская публика да гости столицы. А известным на всю страну его сделало всё-таки кино.
Сейчас трудно представить в роли барона Мюнхгаузена кого-то кроме Янковского. Однако сценарий драматург Григорий Горин писал для своего друга – Андрея Миронова. Но с ним не согласился Захаров. Он сразу понял – Мюнхгаузен – это Олег. Горину пришлось уступить.
Сам артист называл эту роль подарком судьбы. Ведь он впервые играл комедию, хоть и с оттенком грусти.
Съемки фильма о немецком бароне проходили в Германии. Редкий случай, ведь, как правило, роль заграницы в советских фильмах исполняли или страны Прибалтики, или Баку. А тут – поездка в старинный городок Вернигероде. По такому случаю часть артистов решила немного заработать на контрабанде. Не устоял и Янковский.
Вспоминает артист Владимир Долинский: «У меня был друг – директор райпищеторга Ленинградского района Москвы. А у него была знакомая директриса одного крупного универмага. Он ее звал баба Яга. Мы приезжаем к нему, рассказываем, что скоро над ехать за границу. Друг сразу: «Давай подзаработаем. Сейчас – бабе Яге позвоню». Мы едем к этой бабе Яге. Она дает нам две вот таких мины черной икры, по 1 кг 800 гр. Мы чувствовали себя богатыми. Но кто их повезет?
Артисты решили, что везти должен Олег – как самый известный. И он спокойно это сделал. Его багаж не досматривали, и он – как настоящий профессионал, ничем не выдал своего волнения. А вот коммерсант из артиста получился никакой. Он так и не смог продать в Германии икру. Ее съели после съемок практически всем составом.
В советское время за провоз даже невинной контрабанды грозили серьезные неприятности. Зачем тогда Олег Иванович, уже известный артист, так рисковал на границе? Вряд ли его волновали те небольшие деньги, которые друзья хотели получить. Просто так бы поступил и авантюрный барон Мюнхгаузен, в чей образ он уже успел вжиться.
Премьера фильма прошла 1 января 1980-го года. Зритель сразу влюбился в красивого, умного и великодушного барона Мюнхгаузена. Его меткие выражения разошлись на цитаты. А билеты «на Янковского» в театральных кассах брали штурмом. За сценой даже стали поговаривать о ревности со стороны Александра Абдулова – другого ленкомовского премьера.
Иван Агапов, актер театра "Ленком".
" У них была вечная пикировка. Абдулов говорил: "Я изживу Янковского из театра. Вы, Олег Иванович, прошлое театра, а я, – говорит, – будущее театра». Конечно, все говорилось в шутку. Но в каждой шутке..."
Андрей Апостолов, киновед: "Янковский начал говорить Абдулову, что, да, вот ты-то помоложе меня, а на роли мы претендуем примерно одинаковые. Мне же придется тебя из театра как-нибудь изживать, какие-нибудь козни строить, но ты не волнуйся, вот, еще год-два, и я тебя со свету сживу вообще, и все забудут, как тебя зовут. И так далее..."
Конечно, соперничество двух артистов была всего лишь игрой – так друзья настраивали себя перед спектаклями. Однако доля правды в шутливых перебранках все же была. В 1982-м году на роль в фильме «Влюблен по собственному желанию» одновременно претендовали Абдулов и Янковский. Режиссеру фильма, Сергею Микаэляну, предстоял нелегкий выбор. В результате он взял все-таки Олега.
Чтобы войти в образ, Олегу Янковскому при всей его загруженности пришлось найти время и устроиться на завод обычным заточником. Актёр за неделю освоил азы профессии – это позволило ему сыграть сцену без дублера.
Фильм «Влюблен по собственному желанию» посмотрело 25 с половиной миллионов зрителей. Его полюбили сразу, причем не только в СССР: Евгения Глушенко получила приз берлинского кинофестиваля – серебряный медведь – за лучшую женскую роль. А отечественная публика признала Олега Янковскиого лучшим артистом года по версии журнала «Советский экран».
Несомненно, что популярности Олегу Янковскому добавил и еще один фильм, вышедший одновременно с «Влюблён по собственному желанию» - «Полёты во сне и наяву» режиссёра Романа Балаяна. В обеих лентах актер снимался почти одновременно. И даже сыграл похожие образы.
Как это уже не раз случалось в биографии Олега Янковского, роль Сергея Макарова в фильме «Полеты во сне и наяву» предназначалась вовсе не ему, , другому известному артисту. Сценарий писали для Никиты Михалкова. Но в последний момент режиссер передумал. Все-таки не тянул Никита Сергеевич на изломанного судьбой человека.
Но Михалков вовсе не обиделся, а даже наоборот – посоветовал Янковского Игорю Масленникову – режиссеру фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Лучшего злодея не найти», - мстительно заявил Михалков. И действительно – главный отрицательный персонаж вышел правдоподобно страшным.
Как вспоминал брат Олега Ивановича – Ростислав Янковский, артист долго не мой выйти из образа злодея Стэплтона. Так ему нравилась эта роль. Как-то в Сочи артист с друзьями гуляли и зашли в частный сектор. Окна были раскрыты, и было хорошо слышно работающий телевизор. Шел фильм "Приключения Шерлока Холмса". Янковский мгновенно придумал шутку. Он заглянул в окно и с интонациями Степлтона произнес: "Собаку Баскервилей не видели?" В комнате тут же раздался дикий крик, а артистам ничего не оставалось делать, как сбежать.
Последние годы Олег Янковский снимался редко. Он был разборчив в ролях и не соглашался на работу только ради денег. Но предложение Павла Лунгина сыграть митрополита Филипп в фильме «Царь» принял, правда, как всегда с некоторыми раздумьями. По роли ему приходилось ложиться в гроб. У артистов это считается плохой приметой. Янковский не испугался суеверий. Но по воле судьбы он ушел из жизни, даже не увидев премьеру фильма. Митрополит Филипп стал его последней ролью в кино. Прекрасная точка в большой актерской карьере.