Найти тему
Логопед Анна Полякова

Ребенок не говорит совсем, с чего начать

Хочу передать опыт речевого развития своего сына. От системного недоразвития всех компонентов речи в 2 года до лингвистической гимназии и стихов на английском в 7 лет.

У сына органическое поражение мозга. Мы прошли моторную алалию, с выходом в дизартрию с сенсорным компонентом. Ребенок учил русский язык, как иностранный, пришлось преодолевать тотальную эхолалию, когда сын говорил фразами из мультиков и заученными речевыми оборотами. По сути совершенно не представлял, как пользоваться речью и говорить. При этом понимание речи у него оставалось сохранным.

Хочу создать цикл статей посвященных этой теме, чтобы тем, кто сейчас проходит сложный этап было проще сориентироваться.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Итак инсульт у сына произошел в 1.5 месяца, после неудачной операции на почки. Из реанимации мне выдали полуживой сверток. "Да, парализация явная у Вас прошла, но не факт, что он Вам мама скажет."- Напутствовала меня добрый реаниматолог.

Естественно я схватилась за голову и побежала по логопедам при первой задержке, а ее поставили уже в 4 месяца, когда сын ни издавал вообще никаких звуков. В 8 месяцев мне удалось уговорить одного из специалистов поделать сыну логомассаж. После этого у ребенка пошел прогресс в виде вокализации и зачатков лепета ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба. Через три месяца, провести повторный курс логомассажа не удалось и начался откат. Прошел весь лепет, осталась лишь вокализация.

Около 10 логопедов, смотревших моего ребенка заключали, что во рту у него норма. Сильный, клинический логопед в 1 год брать сына не стала, сказала рано ещё судить о сильной речевой задержке. Я бегала по Москве и Подмосковью, от одного специалиста к другому. С вопросом может тут аутизм уже формируется, раз во рту норма. Все разводили руками.

-"Аутизма нет, по крайней мере типичного, ребенок контактный, но что с ним не понятно." Большинство, считало, что я рано бью тревогу, и ребенку, который столько перенес нормально иметь речевую задержку. Особенно раздражали добрые родственниками, с историями, как знакомые дети сами заговорили в 4 и в 5 и все у них сложилось хорошо. Мне очень хотелось верить во все эти чудесные исцеления, усыпляющие мою бдительность.

Я стала ждать речи, но сидеть сложа руки никак не могла. Сначала нужно было понять объем понимаемой речи. Ещё на смене памперса, на слово лягь, ребенок ложился на кровать. На топ-топ пытался топать ногами. Простые действия он начал понимать к году, сложные (принеси мячик из соседней комнаты) к трем годам.

Примерно с 6 месяцев я накупила ребенку множество сенсорных игрушек. Игольчатых мячиков, ручных тренажеров. Очень много такого материала в магазинах для животных, вот только нужно следить, чтоб в рот дети его активно не тянули. Был у нас материал с разной текстурой от бархата и меха до грубого, похожего на наждачку, прорезыватель, который я помещала в морозилку, а затем сочетала тепло и холод, гладила его ручки, щеки и губы, собирала пальчиками пирамидки. Делала гимнастику для рук. Ежедневно, как только он научился сидеть, а сел он в 6 месяцев за счёт пресса. Он не умел вставать на четвереньки, ползать, зато умел сидеть. Это очень выручало, ведь убежать от занятий сын не мог, и ему приходилось высиживать по 30 -40 минут. Он тогда мало проявлял инициативу, все делала я за него сама. Сама собирала пирамидки и сортеры его рукой, делала легкий массаж.

В 8 месяцев я купила ребенку логопедические зонды для малышей. Простой массаж языка и губ выучилась делать по видеокурсам из интернета. Особого толку от моего массажа не было, так как я не специалист, делала его без нажима и фанатизма, без болевых ощущений, а как позже выяснилось такой подход был недостаточным для поражения моего сына.

Указательного жеста у ребенка не было, он либо просто плакал, либо показывал всей ладонью. Малыш мой жаворонок, а я сова. Мы нашли с ним прекрасный симбиоз. Каждое утро после пробуждения я сажала его в кровати к себе на колени, укрывала одеялом. Читала ему сказки и его рукой тыкала в книжку. Это-бабушка, это -колобок. По-началу все это воспринималось с дикими криками и сопротивлением, однако мама не сдавалась. Накричавшись и приняв всю неизбежность своего положения, сын начал присматриваться к подобному роду деятельности, а позже, буквально через месяц, уже сам тянулся к книжкам и тыкал в них пальцем.

В год мы имели полное отсутствие слов и лепета, редкую вокализация а-а-а, в остальное время ребенок молчал. Применение медикаментов толку не дали, вокализации стали чаще, но лепет они не стимулировали и прогрессивно дело вперёд не шло. Зато умственно сын понимал речь на бытовом уровне. Знал и узнавал своих, мог собрать пирамидку или сортер сам.

В следующей статье о пассивном словаре и альтернативных методах общения, которые мы внедряли до 2х лет. Если есть интересующие вас темы из этой области пишите в комментариях.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.