Россия ввела запрет на вывоз иностранных медицинских изделий. «Известия» разобрались, насколько оправдана эта мера, и какие ещё способы поддержки медицины внедряет правительство.
Эксперты, опрошенные изданием, утверждают, что запрет на вывоз медизделий из России – хорошая краткосрочная мера. Она позволит сохранить оборудование и найти замену на отечественном или азиатском рынках. Согласно данным «Известий», сейчас в России порядка 85% медизделий – импортные.
Меры и риски
8 марта премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление об упрощении закупок медицинских изделий. Теперь больницы и поликлиники смогут быстрее покупать их за счет использования электронного запроса котировок.
Многие эксперты прогнозируют отказ иностранных компаний от поставок в Россию. Однако замруководителя ведомства Дмитрий Павлюков 5 марта на совещании в Совфеде заявлял, что подобных случаев не было.
Несмотря на официальное заявление о том, что иностранные поставщики не уходят с российского рынка, данные Станислава Гольдберга говорят об обратном. Глава 2 комиссий по обращению медицинских изделий (в общественном совете Росздравнадзора и в организации малого и среднего бизнеса «Опора России») утверждает, что некоторые зарубежные компании действительно уходят из РФ в связи с политической обстановкой или сталкиваясь с проблемами логистики и получения денег.
Николай Крючков, гендиректор контрактной исследовательской компании, эксперт по обороту медицинских изделий, прогнозирует сохранение бизнеса в России большинством иностранных поставщиков. Однако он уточнят, что, скорее всего, они замедлят вывод на отечественный рынок новых продуктов и поднимут цены. Причём не только с поправкой на курс валют, но и с учетом новых рисков.
«Уже сейчас иностранные компании [которые производят медицинские изделия] с самой мягкой ценовой политикой планируют в 2-3 этапа повысить цены на свою продукцию на 10-15%», – рассказал он.
6 марта 2022 года кабмин запретил вывоз из страны иностранных медицинских изделий. Николай Крючков пояснил, почему это постановление правительства вредит бизнесу.
«Наиболее дорогие медизделия, например томографы, МРТ, позитронно-эмиссионные томографы, реанимационное оборудование, диагностическое и так далее, могут поставляться по арендной схеме. Их получают бесплатно, но с гарантией, что определенное время ими попользуются и будут закупать определенные объемы расходников. Производитель может забрать невыкупленный прибор». Точнее мог, потому что сейчас законодательство это запрещает.
По мнению эксперта, мера хоть и оправданная, но рискованная. Неизвестно удастся ли наладить импортозамещение за несколько месяцев. Куда больше шансов таким решением подтолкнуть поставщиков окончательно уйти с российского рынка.
Источники «Известий» в системе здравоохранения сообщили: в некоторых медучреждениях уже распространяется устное предписание не списывать сломанную технику. Это может говорить о том, что руководители на местах, опасаясь проблем с поставками новых аппаратов, готовятся при необходимости ремонтировать имеющиеся.
Подходящая замена
Для подавляющего большинства медицинских изделий есть китайские аналоги, говорит Николай Крючков, сомневаясь в качестве этих аналогов. «Кроме того, ситуация с монополией Китая на рынке российских медицинских изделий тоже чревата проблемами, – добавил эксперт. – Производители в условиях бесконкурентной среды смогут существенно завышать цены».
Заместитель директора Федерации лабораторной медицины Ольга Тарасенко настроена более оптимистично. Она уверена в качестве продукции отечественных поставщиков: «У нас делают хорошие кардиографы, причем даже со смарт-платформой, у нас одни из лучших в мире тромбоэластометров». Ольга уверена, что «заменить одни импортные аппараты смогут другие вкупе с отечественными».
Станислав Гольдберг не поддерживает такой оптимизм. Импорт из новых стран или налаживание собственного производства может занять два года. Слишком большой срок. «Многие разработчики к этому не готовы», – говорит он. Станислав уверен, что правительство должно ввести ряд мер, чтобы существенно сократить этот срок.
Узнать больше о развитии медицины и фармацевтической отрасли в России вы сможете 8 апреля на Седьмой конференции «Digital Health – Цифровое здравоохранение. Цифровые технологии в фармацевтике и медицине», 7 октября на Восьмой конференции «ИТ в фармацевтике: фармацевтическая отрасль на пути к цифровой трансформации» и 24-25 ноября на Одиннадцатом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2022