Найти в Дзене
Строительный мир

Железная дорога к Баренцевому морю: новые шаги к реализации проекта

Оглавление

Разговоры о строительстве стальной магистрали протяженностью свыше 600 км от станции Сосногорск в северном направлении до бухты Индига идут давно. В 2008 году это направление включили в «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Но конкретного решения по этому поводу пока нет, хотя в текущем году сделаны новые шаги, которые, по мнению одних, приблизили реализацию проекта. Другие же считают, что по факту ничего не изменилось.

Проект с историей: новый шаг к реализации

В середине январе текущего года президент России Владимир Путин поручил главе правительства Михаилу Мишустину до 10 мая подготовить практические предложения по строительству ветки от Северной железной дороги к Баренцеву морю.

Эта линия необходима в первую очередь для будущего глубоководного порта, который должен быть построен на Баренцевом море к 2028 году. Работы планировалось начать в 2021-м, но сроки перенесли на два года вперед, а позднее — на вторую половину 2024-го. Сама идея не нова — ее детально рассматривали и во времена Российской империи, и при СССР; в 1930-е проводились изыскания, но реализована она так и не была.

Причем раньше доставлять грузы к бухте планировали посредством судоходного канала, который соединял бы бассейны Камы и Печоры. В 21 столетии, когда снова подняли вопрос о необходимости порта в Баренцевом море, речь шла уже о железной дороге. Реальные подвижки начались после 2018-го, когда стали очевидны серьезные намерения AEON Corporation Романа Троценко.

Бизнесмен отметил, что порт мощностью 80 млн тонн компания готова возвести самостоятельно — на эти цели уйдет примерно 100 млрд руб. Однако железную дорогу возможно построить лишь при поддержке государства — участок «Сосногорск – Индига», по предварительным подсчетам, обойдется не меньше, чем в 150-170 млрд руб. с учетом сопутствующей инфраструктуры.

Дорога нужна — перспективы большие

О том, что предпроектная документация по «железке» уже готова, пресс-служба администрации Ненецкого автономного округа сообщила 19 января 2022-го. А губернатор региона Юрий Бездудный обсудил трассировку будущей дороги и другие ее параметры с Романом Троценко.

© Официальный портал Республики Коми / old.rkomi.ru (Железнодорожный вокзал в Сосногорске, открытый в 2020 году)
© Официальный портал Республики Коми / old.rkomi.ru (Железнодорожный вокзал в Сосногорске, открытый в 2020 году)

Наличие этой ветки имеет большое значение как для НАО, так и для Республики Коми — ее появление позволит реализовать целый ряд важных инициатив, включая освоение новых нефтегазовых месторождений и строительство алюминиевого завода (запасы бокситов в этих местах превышают 150 млн тонн).

Помимо этого, здесь находятся крупнейшие в мире залежи титана — только на Пижемском месторождении, официально открытом в 2020 году и расположенном в Усть-Цилемском районе Коми, запасы составляют 2,5 млрд тонн титановых песков и песчаников, что позволит эксплуатировать его на протяжении двух столетий. Освоением месторождения занимается АО «Руститан», которое готово вложиться в строительство линии, так как заинтересовано в отправке металлов на экспорт через будущий порт.

Работы будут продолжены

Сейчас главный вопрос — будет ли построена железная дорога и когда это произойдет. Относительно порта Индига сроки озвучены — до 2028 года. Однако, старт проекта переносился уже не раз, и нет гарантий, что этого снова не случится. С другой стороны, одним из главных препятствий на пути реализации была неопределенность относительно железной дороги.

Теперь же президент дал соответствующие поручения непосредственно главе правительства, что вселило надежды в тех, кто давно ждет появление этой линии. Однако ряд экспертов с большим скепсисом относится к тому, что ветка будет построена в ближайшие годы, отмечая, что глава государства распорядился лишь проработать предложения — то есть до принятия конкретного решения по-прежнему далеко.

© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Схема проекта "Баренцкомур" с указанием существующих линий)
© Svetlov Artem / CC BY 4.0 (Схема проекта "Баренцкомур" с указанием существующих линий)

Схожие поручения президент дает часто, и это совсем не означает, что дело доведут до реализации. То, что порт и дорога нужны — очевидно. Более того, в идеале — полностью реализовать проект, известный как «Баренцкомур», который помимо линии «Сосногорск – Индига», подразумевает ее продление до Сургута через Троицко-Печорск и Полуночное. Но все это требует огромных вложений и в нынешних обстоятельствах это точно не стоит в приоритете.

В то же время не все настроены столь пессимистично, полагая, что проект сегодня приобрел еще большую актуальность, ведь грузы через порт предполагается отправлять на Восток, а это направление является теперь основным.

© pixabay.com
© pixabay.com

Президент «Руститана» Анатолий Ткачук во время встречи с губернатором НАО Юрием Бездудным 21 марта 2022 года подтвердил намерения компании относительно линии «Сосногорск – Индига», подчеркнув, что в текущих условиях проект становится для России стратегически важным, поэтому, даже несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, важно продолжать над ним работать.