Уважаемые родители, сегодня я расскажу, как правила, которые мы выстраиваем в рамках своей семьи будут влиять на поведение детей. В том числе - в цифровом пространстве. О том, как помогать, а не препятствовать ребенку проходить жизненные циклы. Как своими действиями не "выдавливать" ребенка из своей же семьи.
Первый опыт социализации
В определенном возрасте, как правило 7-10 лет, у дети разворачивают свое внимание на "таких же, как я". Дети начинают плотнее общаться со сверстниками, дружат, конкурируют, создают мини группы по интересам.
Но первоначальные шаги, которые ребенок продолжит делать сам в подростковом возрасте, начинаются раньше.
Потому что любое общение и создание новых отношений ( в том числе умение привлекать людей в свое поле, что является лидерством) формируется в прошлом опыте взаимоотношений. И основано на уверенности в себе и смелости. То есть в общении со сверстниками ребенок набирает опыт социализации, который дальше поможет закрывать потребность подростка в признании "таких же, как я".
Потребность в общении со сверстниками
Именно в младшем школьном возрасте начинаются хождение друг к другу в гости и совместное времяпрепровождение. И очень много будет зависеть от того, как взрослые к этому относятся. Разрешают или стоит полный запрет, то есть на вопрос "мы посидим с ..." ребенок чаще получает ответ "нет".
Место в пространстве своего дома
Часто проблемы с поведением, в том числе онлайн начинаются с того, что ребенок не находит своего места. То есть в реальной жизни он перестает чем то интересоваться, в каком то направлении развиваться. То есть он как-бы выпадает из жизни, а это пустота по-быстрому заполняется успехами в мире цифровом.
А первое и самое главное место, где ребенок должен себя чувствовать хорошо - семья.
То есть осознавать свое место (роли и функции) в значимой для него системе. В доме, где его потребности услышаны, а не отрицаются.
Когда ребенок имеет право свободно общаться со сверстниками у себя дома, когда родители поддерживают такую практику, то ребенок чувствует, что его тут любят и принимают. Даже с телефоном в руках, даже в моменты безделья.
Что такое политика открытого дома?
Это когда ваш дом открыт для друзей, которых есть желание позвать в гости. Тут можно добавить, что никто не отменял задачи в обучении и остальных активностей.
В чем польза?
- Родитель держит под своим контролем потенциальные проявления девиантного поведения
- В целом родитель в курсе психологического здоровья своего ребенка, потому что он физически рядом
В семьях же, где это не приветствуется, ребенок не чувствует себя хозяином своего маленького мира под названием дом. И не чувствует себя важной частью этого пространства. Пусть даже это угол с кроватью и письменным столом. Но тут его место, ему(ей) всегда тут рады.
То есть происходит постепенное "выдавливание" из семьи. И это возможная точка, которая является причиной проблем с вовлечением в неформальные группы и/или в цифровой мир.
И корни проблемы, которые присутствуют в поведении подростка сейчас, возможно, стоит поискать в том, как выстраивалось взаимодействие с ребенком, когда появилась потребность в социализации.
А для родителей младших школьников задача осознать важность того, что ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мирка под названием дом. И может свободно взаимодействовать со сверстниками и набираться опыта и уверенности не только в школе, но и в этом пространстве. И родители это поддерживают в рамках расписания ребенка.
Мы же часто, если разрешаем, то включаем вертолетных воспитателей по полной программе. А этого делать не нужно.
Об этом мы поговорим в следующем посте.
Истории, проблемы цифрового поведения ребенка присылайте на почту uspeh.rebenka@yandex.ru. Вы получите предметный разбор по своей ситуации.