Найти в Дзене

Что такое коммерческое обозначение? Чем отличается от товарного знака?

Всех приветствую на канале «Всё о товарных знаках», и сегодня мы с Вами поговорим о том, что такое «коммерческое обозначение» и чем же оно отличается от товарного знака.

Как мы ранее выяснили, товарные знаки используются для индивидуализации товаров и услуг. Функция коммерческого обозначения же гораздо более «размыта»: согласно статье 1538 Гражданского кодекса, оно используется организациями и предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. Вот разница:

- товарный знак - для самих товаров и услуг;

- коммерческое обозначение – для предприятий, которые производят эти товары или оказывают услуги.

Однако на практике способы применения товарного знака и коммерческого обозначения практически одинаковы. Они используются:

- на вывесках;

- в бланках/счетах;

- в объявлениях и рекламе;

- на упаковках самих товаров;

Но есть два обязательных условия, лишь при соблюдении которых коммерческое обозначение признаётся таковым:

Недостаточно уникально. Нельзя считать коммерческим обозначением
Недостаточно уникально. Нельзя считать коммерческим обозначением

1. Оно обладает достаточными различительными признаками – то есть содержит в себе достаточно элементов, которые позволяют не путать его с другими обозначениями. Обозначение, состоящее из простой геометрической фигуры, не будет признаваться коммерческим обозначением. Но вот если их раскрасить, придать контурам оригинальности, добавить какую-либо надпись – то уже вполне можно рассматривать его как коммерческое обозначение.

Достаточно уникально. Можно считать коммерческим обозначением
Достаточно уникально. Можно считать коммерческим обозначением

2. Употребление этого коммерческого обозначения должно являться известным в пределах определённой территории. Простой пример: Вы – владелец автомастерской в крупном городе. На Вашей вывеске используется обозначение «LEVNEX» (как на картинке). Оно будет признаваться коммерческим обозначением, и, как следствие, обладать правовой охраной, только в том случае, если обладает известностью: если жители города, а в особенности владельцы автомобилей, знают где находится Ваша мастерская и какие услуги она оказывает.

Главная задача коммерческого обозначения ровно та же, что и у товарного знака: защита бренда от копирования, незаконного использования его другими предпринимателями. А вот ключевое различие состоит в том, что в отличии от товарного знака коммерческое обозначение не регистрируется. Оно приобретает правовую охрану уже только лишь в силу своего использования.

Продолжим пример с нашей автомастерской «LEVNEX». Представьте, что спустя несколько лет Вашей работы в другом районе города появляется ещё одна автомастерская, которая использует ровно такое же обозначение на вывеске, как и у Вас. Поскольку Вы начали использовать это обозначение раньше своего конкурента, то у Вас есть право обратиться в суд и потребовать от нарушителя прекратить использование коммерческого обозначения «LEVNEX» и возместить Вам причиненные убытки.

А как было сказано выше – права на коммерческое обозначение не регистрируются. И поэтому Вам, как владельцу автомойки, необходимо будет доказывать в суде не только факт использования Вашим конкурентом обозначения «LEVNEX», но и доказывать то, что у Вас самого есть право на это коммерческое обозначение. То есть доказывать, что это обозначение:

- достаточно уникально, не похоже на другие;

- достаточно известно жителям Вашего города.

Доказать всё это зачастую бывает очень и очень сложно. В этом то и заключается основная проблема использования и правовой защиты коммерческих обозначений. И решается она простым способом, о котором вы уже наверняка догадались?

Верно: для защиты товарного знака доказывать его уникальность и известность не надо. Достаточно самого факта регистрации товарного знака.

Таким образом, вопрос выбора между регистрацией товарного знака и использованием коммерческого обозначения является в первую очередь выбором между двумя вариантами:

1. Тратите силы/ресурсы сейчас и регистрируете товарный знак, чтобы права на обозначение было легко защитить в будущем.

2. Не регистрируете, используете просто коммерческое обозначение и рискуем понести гораздо более значительные затраты в будущем, когда возникнет необходимость защитить права на обозначение. А также рискуете и вовсе потерять права на обозначение, если не сможете обеспечить себя необходимыми доказательствами.

Есть и иные отличия между товарными знаками и коммерческими обозначениями, которые мы обязательно рассмотрим в будущих статьях. А пока что подписывайтесь на канал, задавайте вопросы в комментариях или даже звоните по телефону: 8-905-427-68-14 и мы обязательно ответим.

P.S. Вот вам задачка напоследок:

Можно ли это считать коммерческим обозначением?
Можно ли это считать коммерческим обозначением?

Можно ли это считать коммерческим обозначением?