Выставочный проект «Мировые художники» объединяет в себе две выставки: в трех залах РОМИИ на проспекте Чехова будут представлены графические произведения сатиры, юмора и ироничного рисунка современных художников, а также будут показаны работы легендарного художника, академика Российской академии художеств, главного художника журнала «Крокодил» В.Г. Мочалова. Его творчеству посвящен отдельный зал с названием «Ба! Знакомые лица!»
Выдающийся русский живописец Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847) впервые в России в 1808 году издал журнал, полностью посвященный карикатуре, как жанру графического искусства и который в этом же году был запрещен императором Александром I. Почувствовав нечто недоброе, реально угрожающее устоям самодержавия, мудрый Александр Павлович предложил издателю журнала «Дарование свое обратить на гораздо лучший предмет», но, к сожалению, не объяснил на какой именно. А другой великий россиянин Александр Сергеевич Пушкин несколько позже прозорливо заметил: «Куда не достал меч закона, туда достал бич сатиры». Но уже в 20-м столетии пролетарский писатель Алексей Максимович Горький с присущей ему прямотой поставил точку в вопросе: что такое есть карикатура «как известно, внутреннее безобразие весьма часто и очень искусно прикрывается внешним благообразием. Острый и меткий глаз карикатуриста отлично умеет вскрыть эти противоречия внутреннего и внешнего...» То есть социальная значимость и злободневность русской карикатуры не вызывала сомнения, как не вызывает возражения и тот факт, что предтечей жизнеспособности карикатуры в России была народная русская картинка, именуемая впоследствии лубком. Выполнялась она в технике гравюры на дереве и раскрашивалась с XVII-ro вплоть до начала XX веков.
В этих популярных в народе «потешных листах» отражалось весьма красноречиво настроение самых различных слоев общества тех далеких от нас времен. Графический и образный строй этих картонок имел определенную меру условности и был поразительно конкретен и доступен. В XIX столетии в России появляются многочисленные карикатуры и юмористические рисунки с рождением ряда новых журнальных изданий и газет, в которых трудится большая плеяда талантливых русских художников разных поколений. Среди наиболее популярных сатирических журналов этого времени можно назвать: «Ералаш», «Шут», «Осколки», «Будильник», «Жупел», «Сатирикон» и целый ряд других, жизненные сроки которых резко колебались не только в количестве лет, месяцев, но и недель.
Смешного, комического и трагического в прошлой жизни россиян (как и в нынешней) наряду с серьезным и нормальным тоном всегда было предостаточно, о чем свидетельствует содержание издаваемых журналов и газет разных эпох. Так что последующим поколениям художников было на что опереться и отчего оттолкнуться в дальнейшей эволюции жанра карикатуры и юмористического рисунка.
Советский классик карикатуры и плаката Д.С. Моор (1893-1946г.г.) писал: «Смех стал орудием положительных желаний. Наш смех – смех, будящий прогрессивную мысль… Образ карикатуры негативен, отрицателен, но действие его направлено на утверждение положительных идей».
1 апреля 2022 года в пятницу в Ростовском областном музее изобразительных искусств открывается выставка карикатур и иронического рисунка «Мировые художники», приуроченная к международному празднику юмора - Дню смеха.
Выставка работает 02.04.2022 - 18.04.2022
по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60.
Справочная информация по телефонам: 266-45-14, 201-39-82
Музей работает с 10.00 до 18.00. Выходной день – вторник.
Сайт музея: romii.ru
Группа: vk.com/romii_rnd
Телеграм-канал: t.me/romii_rnd
ГБУКРО «Ростовский областной музей изобразительных искусств»
#день смеха #юмор #шарж #ростов-на-дону #сатира #art #карикатура #смех #графика #выставки