Найти тему
script bro | сценаристы

Все секреты первого акта. Часть 8: Цель, Ставки, Срочность (Goal, Stakes, Urgency)

Последний важный элемент первого акта: система GSU!

Давайте подведём итог всему, что мы узнали о первом акте.

Мы либо написали, либо нет вступительную тизерную сцену, исходя из нашего жанра и истории. Мы представили нашего главного героя в яркой запоминающейся форме. Мы показали жизнь главного героя, включая его друзей, семью и работу. Мы создали антагониста.

Мы построили наши сцены так, чтобы они были интересными, а не служили только для передачи информации. Мы внесли провоцирующее событие, которое потрясло мир нашего героя, создав проблему.

Затем наш герой вынужден сделать выбор: отправиться или не отправиться в путешествие, чтобы попытаться решить свою проблему?

Герой в большинстве случаев откажется от зова к приключениям. Как и мы, герои ненавидят перемены. Они предпочли бы остаться в своём уютном маленьком пузыре, чем делать что-то опасное.

В конце концов, независимо от того, вынуждает ли их к этому второстепенный сюжет или герои решают сами - они принимают зов к приключениям и отправляются во второй акт.

Вот и всё, верно?

Мы во втором акте. Мы закончили первый акт.

Не совсем.

Ещё одна последняя вещь, которая вам нужна, прежде чем вы покинете свой первый акт.

GSU! Цель, ставки, срочность!

Давние читатели знают, что такое GSU, но для новичков, вот краткое резюме. "G" (Goal) означает "Цель". Это цель персонажа, которая будет создавать большую часть истории.

В "Бэтмене" цель состоит в том, чтобы найти и остановить серийного убийцу (Загадочника). В фильме "Круиз по джунглям" нужно найти сокровище в джунглях. Во "Времени" цель - чтобы любители пляжного отдыха убрались с пляжа до того, как они умрут от старости. В фильме "Первый встречный" цель... на самом деле я понятия не имею, в чём цель, потому что я всё ещё не понимаю почему этот фильм кто-то снял.

В некоторых сценариях цель будет определяться персонажами, отличными от героя, такими как злодей. В "Империи наносит ответный удар" главную цель задаёт Дарт Вейдер. Он пытается найти Люка Скайуокера.

Я поднимаю этот вопрос, потому что сценаристы путаются в том, что делать, когда у их героя нет цели. В таких случаях цель должна быть у кого-то другого в истории.

Если ни у одного ключевого персонажа нет чёткой цели, переходящей во второй акт, то вы усложняете себе жизнь.

-2

"S" (Stakes) означает "Ставки", и вы заметите, что у вас не может быть ставок без цели. Цель создаёт ставки. Допустим, вашему персонажу нужно найти 50 000 долларов, иначе букмекеры, которым он должен, убьют его, как в "Неогранённых алмазах".

Цель (получить деньги) - это то, что диктует ставки (иначе героя убьют). Вам нужно, чтобы ставки были настолько высоки, насколько вы можете сделать их применительно к вашей истории.

Я имею в виду, что если вы пишете романтическую комедию, то не имеет смысла ставить на карту "жизнь или смерть". Ставки "жизнь или смерть" работают в разных типах фильмов. Но если мы установим, что девушка, которую хочет наш герой, - это та, в которую он влюблен уже 20 лет, и выпадает единственный шанс, чтобы завоевать её, тогда эти ставки высоки для нашего фильма. У вас один шанс на добиться девушки, в которую вы влюблены всю свою жизнь.

"U" (Urgency) означает "Срочность". Я не могу достаточно подчеркнуть, насколько важна срочность для истории. Я говорил бесчисленным авторам на консультациях, чтобы они ужали время действия своей истории с помощью какого-то крайнего срока, если они прислушивались, их сценарий ВСЕГДА становился лучше.

Возьмём пример, который я только что привёл выше, о парне, который пытается завоевать девушку, в которую влюблен уже 20 лет. Допустим, эта девушка приехала в город только на одни выходные. Это делает его цель бесконечно сложнее, чем если бы у него был целый год, чтобы завоевать её расположение.

Вот что даёт срочность. Она не просто заставляет вашего героя выполнить свою цель. Она заставляет его выполнить свою цель ПРЯМО СЕЙЧАС.

В следующем месяце будет слишком поздно. На следующей неделе будет слишком поздно. Может быть, даже на следующий день будет поздно. Вам нужно придумать тикающие часы, которые органично вписывались бы в вашу историю.

Например, Марк Уотли в "Марсианине" застрял на Марсе на целый год. Но это потому, что космическим кораблям требуется время, чтобы добраться до Марса. Но вы должны сделать срочность настолько жёсткой, насколько вам позволит история.

Причина, по которой нужно, чтобы ваш GSU был установлен в первом акте, заключается в том, что это то, что заряжает ваш второй акт. Чем слабее ваш GSU, тем больше вы застрянете во втором акте.

Когда сценаристы приходят ко мне и говорят: "У меня кончились идеи во втором акте. Я не могу придумать больше ни одной сцены", - почти всегда это происходит потому, что цель их героя была недостаточно ясной или сильной.

Герою с сильной целью всегда будет чем заняться. Потому что они всегда будут предпринимать шаги, чтобы достичь своей цели.
-3

У Бэтмена сильная цель - там какой-то чувак убивает людей. У вас никогда не закончатся сцены для написания с такой мощной установкой, потому что цель настолько ясна: найти и остановить убийцу.

Кстати, именно поэтому многие фильмы и сериалы используют в сюжете убийц. Потому что убийства ставят чёткую цель: кто-то должен их разгадать.

Существуют много фильмов, где цель, ставки, срочность слабее, чем необходимо. Я не говорю, что эти фильмы никогда не должны быть написаны. Но я скажу вам прямо сейчас, что их намного сложнее писать из-за того факта, что отсутствие GSU приравнивается к отсутствию повествовательного импульса.

Если персонажи не отчаянно преследуют свою цель, это означает, что они либо пассивны, либо только реагируют на события.

Даже Чувак ("Большой Лебовски"), самый ленивый главный герой в истории кино, активен, потому что у него есть цель – получить деньги за ковёр, который испортили два головореза.

Если вы сосредотачивайтесь на персонажах, жизнь которых разворачивается в реальном мире, и чувствуете, что гигантская цель испортит вашу историю, всё равно попытайтесь найти КАКУЮ-ТО ЦЕЛЬ, которая удержит вашего персонажа активным. Или я обещаю вам, что вам нечего будет написать в течение 15 страниц второго акта.

Например, фильм платформы Apple "CODA" рассказывает о глухой семье, которая зарабатывает на жизнь рыбной ловлей. Вы могли бы легко написать бесцельный второй акт, который показывал бы за семейную рыбалку, и затем ещё немного рыбалки. Но вместо этого они добавили цель, где главная героиня, Руби, пыталась поступить в престижную творческую школу с помощью пения. Это стремление - вот что структурировало повествование второго акта.

Я не могу достаточно подчеркнуть это. Слабый второй акт почти всегда является результатом первого акта, который не создаёт сильного GSU.

Следует отметить, что цели могут меняться во время фильма. Цель, которая направляет вашего персонажа в путешествие, не всегда является целью, которую он должен достичь в третьем акте.

Это потому, что некоторые фильмы начинаются с небольших целей, а затем продолжают бросать в героя сложности во втором акте, которые требуют от него достижения всё больших и больших целей.

Например, Чувак начинает с того, что пытается получить компенсацию за ущерб, нанесённый его ковру. Но в конечном итоге ему приходится доставать гигантскую сумку с деньгами после того, как его ситуация обострилась. Или, как в "Звёздных войнах", Люк начинает с того, что пытается доставить дроида. Но в итоге у него появляется гораздо более важная цель: уничтожить Звезду Смерти.

Но у вас всё равно должна быть самая большая цель, исходящая из первого акта, на которую вы способны.

На этом завершается основная часть написания вашего первого акта. Поскольку это первый драфт, мы немного задержимся, вернёмся в начало и отредактируем его, но уже в следующей статье.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.