В год своей гибели, 1841, Лермонтов создал стихотворение о том, что он устал от жизни и что хотел бы променять эту жизнь на сладкий сон.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Стихотворение выражает такое состояние человеческой души, когда в душе полно противоречий, когда человеку трудно и практически невозможно разобраться в самом себе. Мы помним, что такое же состояние и у главного героя романа Лермонтова "Герой нашего времени".
Поэтому в произведении много противоречивых моментов:
1) герой хочет "забыться и заснуть", но в то же время "чтоб в груди дремали жизни силы". Для чего же нужны эти силы, если он желает вечного сна? Возможно, поймем чуть позже.
2) Есть образ пути и дороги, образ довольно многозначительный, который намекает на явное желание куда-то двигаться... и в то же время ярко выраженное желание вечного сна, вечного покоя.
3) Герой как будто чего-то ждет и о чем-то жалеет, иначе отчего так "больно" на сердце, но тут же уверяет сам себя, что не жалеет ни о чем и не ждет больше ничего. В это с трудом верится, если честно, после того, какой заманчиво сверкающей поэт изобразил дорогу, и какой прекрасной он изобразил землю, ночь, присутствие Бога и живых, говорящих звезд.
Разве не противоречие: чувство полного разочарования в жизни - и в то же время явная, сильная очарованность ею (В небесах торжественно и чудно!).
Тем не менее, главная мысль стихотворения именно такова, во всей своей парадоксальности: герой хочет отдохновения, то есть такого сна, который бы даровал жизнь и силы, а не холод полного забвения. И в то же время "уснуть" он хочет "навечно".
Это можно понять как гиперболу: усталость души так велика, что желанен именно вечный сон, никак не меньше. И в то же время это не должен быть мертвый бессмысленный сон, абсолютное небытие, а такой сон, чтобы душа при этом продолжала жить и чувствовать любовь, красоту и гармонию:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел...
И вот этот мир грез, мир сказочной, гармоничной, идеализированной природы (говорящие звезды, вечно зеленеющий дуб...) противопоставляется скучной, невыносимой жизни, в которой вынужден томиться лирический герой, как пленник. Он ищет мир сладкой мечты (Я ищу свободы и покоя!), чтобы скрыться в нем и никогда больше не видеть того бренного мира, в котором он не нашел ни свободы, ни покоя, ни любви.
В силу этого, стихотворение - безусловно романтическое. И по своей главной идее - побега от тисков реальности в царство грез и свободы - оно напоминает нам и такие поэмы Лермонтова, как "Мцыри" и "Демон".