Pixar выдал первый в этом году мультфильм. Может, последует еще что-нибудь, но пока Turning Red (”Я краснею”). Красный - это цвет смущения и гнева. Вполне себе подростковая окраска.
Китайская семья Ли проживает в Торонто. Мэй-Мэй очень послушная дочка очень требовательной мамаши, которая установила над девочкой гиперопеку. А той уже 13 лет вообще-то. Меняются ее характер, тело, интересы, окружение. Вот только переходный возраст зачастую проходит не у подростков, а у их родителей, которые не готовы признавать за чадом право на самостоятельность.
У Pixar мультфильмы всегда имеют второй смысл - для тех, кто готов подумать, прочесть метафоры. Хотя можно смотреть эту историю и просто как волшебные приключения, но такой подход обделяет зрителя. Если у Кафки Грегор Замза однажды проснулся в теле насекомого, то Мэй-Мэй встала с кровати красной пандой. На этом переклички с творчеством пражского классика заканчиваются (они продолжаются в нашей реальной жизни). Оказывается, девочка не навсегда превратилась в животное. Стоит ей успокоиться, она вновь обретает человеческий облик. А панда появляется от сильного волнения.
Вспомните себя в подростковые годы. У одних ломается голос, у других начинается менструация. В самых неожиданных местах прорастают волосы. Пробуждается либидо, вылезают прыщи. И при этом, как правило, никакой поддержки со стороны родителей. Они делают вид, что сами не проходили через это. Взрослые твердят Мэй-Мэй, что она должна избавиться от своей панды. И логично, что в этот момент для девочки самыми близкими становятся не “родаки”, а подружки, с которыми она себя просто комфортнее чувствует.
Девчонкам нравится мальчиковая гей-группа 4-Town. Взрослых, конечно, эта музыка приводит в содрогание. Ну вот представьте, что собрались бы коллективы “Корни”, “На-На”, Билан, Киркоров и Роберт Шуман и совместно создали бы свой главный шедевр. Примерно такой слащавой тошнотворности мелодия и звучит. Но это выбор самих школьниц, почему-то нравится им именно такое. Потом отпускает.
В фильме есть хороший детский задор. Даже больно представить, какую мораль бы при таком сюжете всунули в советской анимации. У нас тогда выходили по подростковой психологии книги с пассажами про то, что ребенок должен быть благодарен родителям за свое появление на свет. Ага, именно с этими мыслями человек и вылазит из утробы! И мы выясняем, что деспотичная мать Мэй-Мэй в младые годы тоже была жертвой родительского контроля. Кто без детской травмы, тот пусть первым бросит камень!
Читайте также: Сибирский абсурдизм в анимации