Знаменный распев - это основной распев древнерусской монодической музыки 11-17 вв.
Как известно, богослужебное пение на Руси возникло именно как знаменное пение. И если другие распевы появлялись и исчезали, сменяя друг друга, то лишь один из них - знаменный распев - неизменно развивался на протяжении всей истории русской музыки с 11 века вплоть до нашего времени.
Свое название знаменный распев получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков-крюков или знамен.
Знаменный распевом пели тысячи песнопений годового цикла различных праздников.
В процессе развития возникло четыре типа знаменного распева.
1) Столповой знаменный распев
Имеет богатейший фонд мелодий-попевок, связь и последовательность который подчиняется определенным правилам. Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные певческие книги - Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники.
2) Большой знаменный распев
Особой торжественного отличались песнопения большого знаменного распева, созданного распевщиками 16- начала 17 века.
Среди его создателей - Федор Крестьянин, Савва Рогов и его ученики.
Большой знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка, т.е. чередование поступенного движения и скачков.
Особенно часто использовались строгие речитативные будничные напевы малого знаменного и родственное с ним пение "на подобен" старого знаменного распева, сохранявшиеся почти неизменным с 11 веке.
В основу первого (столпового) и второго (большого) типа положен принцип комбинирования, варьирования и соединения попевок, третьего (малого) и четвертого ("на подобен") - построчное изложение; песнопения делятся на мелодические строки по определенным образцам.
В древнерусской монодии, как и в григорианском пении, существуют три стиля распева:
- силлабический (одному звуку соответствует один слог) - в малом знаменном и старом;
- невматический (внутрислоговой распев составляют два-три звука - обычное число звуков в невмах) - в столповом;
- мелизматический (распевностью превышающий 4 звука на один слог) - в большом знаменном распеве.
Знаменная нотация древнейших русских певческих книг есть нотация греческая, но с течением времени наблюдается переход византийской нотации в совершенно русские крюки или знамёна.
Уже к концу домонгольского периода, т.е. к началу 12 века, русский шрифт обретает своеобразие. Число рукописей домонгольского и монгольского периодов весьма незначительно. Как звучали напевы того времени неизвестно, т.к. нотные знаки того времени также не расшифрованы. Текст певческих книг только славянский. Греческие слова или тексты встречаются редко, по-видимому они исчезли, когда иерархия стала исключительно русской.
Церковные власти всячески заботились о развитии богослужебного певческого искусства. Неслучайно, после свержения татарского ига с развитием русской государственности, количество рукописей, а потом и книг по церковному пению резко увеличивалось и измерялось сотнями, в то время как количество рукописей до 15 века измерялось единицами и десятками.
В книгах с 15 века содержится вся крюковая азбука, что уже даёт возможность читать их достаточно свободно. Однако, точного и полного перевода крюков 15 века на ноты пока не сделано, и эта работа ещё предстоит археологам. Пособия для изучения русских знамен нет. Сами певчие, которые в то время пользовались, скорее всего, руководствовались певческим преданием, передаваемым из поколения в поколение, и знакомились с крюками лишь практически. Только с 15 века в певчих рукописях появились небольшие азбуки с изображением отдельных крюков и их обычных названий. Высота звука, изображаемого крюком, определялась посредством разделения крюков на 3 области, так называемые мрачной, светлой и тресветлой. Условность изображения была велика, так как большинство крюков обозначали не отдельные звуки сами по себе, а всегда в соединении с другими, причем число звуков на одном слоге иногда было очень значительно, особенно в так называемых фитах.
Фита - условно целая музыкальная фраза.
Каждая фита имела свое название, например: фита мрачная, фита кудрявая, фита перевязка и т.д.
Насколько беспомощными, с современной точки зрения является объяснения крюков, можно убедится из примеров: "Голубчик малой - гаркнуть из гортани. Запятую из низка взять. Дербицу - подроби гласом к верху".
Как высоту, так и длительность звука крюки указывали лишь приблизительно: "Две стопицы мерою в гласовнем скоробежании противо крюка единого" или "Два же крюка мерою противо крюка единого с оттяжкою", - так говорится даже в позднейших "толкованиях знамен".
Мастера знаменного пения, обладавшие ярким художественным воображением, стремились с помощью звука рисовать картины, подобно кисти живописца. Пользуясь имевшимися мелодическими средствами, они создают ярко воздействующие художественные образы. Знаменный распев перерастает из псалмодического пения в широко развитую кантилену, приобретая значение высокоразвитого искусства.
Эта эпоха на Руси ознаменовалась выработкой своего художественного стиля и методики певческого мастерства, основанных на широкой распевности мелодий и вариационной разработки мотивов.
Знаменный распев послужил источником путевого и демественного распевов. Мелодии знаменного распева использовались в многоголосное строчном и партесном пении.
В 1772 году Синодальной типографией были изданы нотно-линейные одноголосные книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизацией 19-20 веков.
К гармонизации знаменного распева обращались М.И. Глинка, М. А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский.
Новые принципы обработки знаменного распева, найденные А. Д. Кастальским и основанные на русско-народном многоголосие, означали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Г. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.).
Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился сегодня у старообрядцев.