Дорогие друзья! Долгое время я занимаюсь одной важной для себя темой - генеалогическими изысканиями. Благодаря рассказам родных и семейному фотоальбому мне удалось составить довольно могучее и густое семейное древо. Безусловно, каждый мой родственник на этом дереве важен и близок (или далек) для меня по-своему. По мере возможности я стараюсь поддерживать связь, чтобы это дерево росло. И мое с женой участие в жизни этого дерева вылилось в две новые ветки.
Биография каждого человека, так или иначе родного для меня, уникальна. В истории нашего рода случались и тяжелые, и радостные моменты. Одно объединяло всех - труд и усердие. У кого-то получилось лучше, кому-то удалось меньше. Мои родственники дружили между собой и часто собирались за столом, отложив дела и заботы. Отдыхали на природе, на даче, ездили на юг. На фотографиях можно увидеть детей - дети ценились, забота о детях была первостепенной. Это качество передалось и мне.
Жили небогато. Такова была специфика того времени. Как-то раз разглядывая схему семейного древа, составленную моим двоюродным дедушкой, я заметил возле одного имени необычный комментарий, говорящий о состоятельности данного лица. Это не был мой прямой родственник, к которому восходит (или опускается) мой род, моя ветвь. Но стало все равно интересно. Кем же был этот человек? Почему он получил такое прозвище? Ну, понятно почему: видимо, он неплохо зарабатывал. Но можно быть и никому не известным богачом. Этот случай не был таковым.
Итак, я стал искать. К счастью, в Сети о нем упоминалось. Купец, предприниматель, благотворитель. А наткнулся на упоминание о нем в статье одного автора в ЖЖ. Мы списались. И второй после имени и фамилии зацепкой, что он действительно имеет отношение к моему роду, был Большой Битаман - село в Высокогорском районе (фото №4), откуда родом моя прабабушка по линии мамы. А ее бабушка и герой моей статьи - родные сестра и брат. И их род происходит из Битамана, в котором, стоит отметить, до сих пор живут мои родственники.
Я продолжил поиски. Автор статьи из ЖЖ порекомендовал мне обратиться к казанскому историку, а ныне директору Института истории имени Марджани Радику Римовичу Салихову. С ним мы тоже пообщались и я хочу выразить Радику Римовичу огромную благодарность за его ценные комментарии и сведения о... Простите, я забыл представить этого человека.
Назиров Садретдин Мифтахутдинович - уфимский купец, член правления Уфимского попечительства о бедных мусульманах, член учетного комитета Уфимского отделения Государственного, а также Волжско-Камского Коммерческого и Сибирского банков. Являлся членом Рыбинского биржевого общества от Уфимской губернии в 1908-1911 и в 1914 годах. В 1909 году был записан в первую купеческую гильдию. В 1914 поставил в Рыбинск 83 583 пудов ржи, 154 650 - овса, 1650 - гороха.
Родился Садретдин Назиров по одним данным в 1845, а по другим - в 1853 году. Начинал свой путь в торговле выходец из крестьянской семьи из Битамана, работая приказчиком у казанского купца Сабита Губайдуллина. Согласно статье в журнале "Русия саудаси" Назиров прослужил у Губайдуллиных (отца и сына) 27 лет. Накопив опыт и имея желание работать отдельно, он попросил разрешения открыть собственное дело в Казани. Но работать в Казани ему не дали. Назиров переехал в Уфу и открыл собственный магазин. Основным направлением торговли стала мануфактура (проще говоря, ткани). Дела его становились все успешнее. Назиров стал торговать кожей и зерном. Он арендовал пристани для перевалки зерна по рекам Белая и Уфимка в другие города Российской Империи. Кожу собирали в Средней Азии, после чего ее отправляли на крупные фабрики.
В Уфе сохранились домовладения Садретдина и его сына Бадретдина. На улице Бекетовской (сейчас ул. Мустая Карима) располагались здания доходного дома и торгово-промышленных площадей, которые сейчас вошли в состав современного ТРК (фото №2). Вот такая преемственность.
В Казани у Назирова тоже была недвижимость - это жилой дом на улице Марджани, 18 (фото №6). Дом был построен в 1886 г. по проекту архитектора Петра Ивановича Романова, спроектировавшего медресе "Касыймия", в котором учились Гаяз Исхаки, Каюм Насыйри, Садри Максуди и др., медресе "Марджания", мударрисом которой был Шигабутдин-хазрат Марджани. На дом можно полюбоваться, прогуливаясь по набережной Кабана, он в отличном состоянии.
Раз речь зашла о медресе, то следует рассказать о благотворительной деятельности и отношении к ценности образования Садретдина-эфэнде. В то время в образовании протекали реформы, которые во второй половине 19 века начал вводить Марджани. В медресе стали преподавать светские науки. В 1906 году в Уфе крестьянин (как и Назиров, кстати) по происхождению, но при этом весьма образованный человек Зия Камали решил открыть новометодное медресе. О мужчине можно прочитать по ссылке. Отмечу только, что Камали помимо арабского и фарси знал французский и английский языки. Он учился в Стамбуле, в знаменитом каирском университете "Аль-Азхар" и даже мог продолжить обучение в Сорбонне. Но он вернулся на Родину. И вот в один из дней в квартире общественного деятеля, председателя мусульманского благотворительного общества Уфы Салимгирея Джантюрина прошло собрание, в котором ряд благотворителей решили организовать сбор средств для строительства нового медресе, которое получило название "Галия" (фото №3). Так сложилось, что главным спонсором строительства стал Садретдин Назиров, выделивший на постройку порядка 25000 рублей. Вскоре медресе было открыто, но проработало недолго - закрылось после прихода советской власти в 1919. Однако из его стен успели выйти такие шакирды, как Хасан Туфан, Галимжан Ибрагимов, Шаехзада Бабич, Мажит Гафури. Медресе отличалось демократичным подходом к обучению: здесь помимо богословских наук и языков, преподавали математику, физику, химию, географию и т.д. Это был по сути маленький университет. Директор Камали ввел занятия физической культурой, проводил музыкальные вечера.
Назиров спонсировал и другие учебные (в т.ч. и высшие) заведения в Уфе, Казани, Петербурге и Москве. Ему самому не удалось получить образования, но, очевидно, он преуспел в другом деле. Благотворительность в сфере образования была, как мы видим, для Садретдина Назирова большой частью жизни. Как знать, смог ли он сберечь свой капитал, просто наращивая его, ведь все мы знаем, что случилось в 1917 г.
Судя по могильному камню на Ново-Татарском кладбище (упокоен он рядом с Фатихом Амирханом), он скончался в 1925 году. Стало быть, ему довелось застать и Гражданскую войну, и образование Союза, и смерть Ленина. Увы, мне не удалось пока найти информацию о последних годах моего родственника: как он принял революцию, что стало с его предприятиями, переехал ли он в Казань (раз похоронен здесь), остались ли у него потомки. Любая информация будет полезна. Садретдин Назиров - часть нашего рода, но он один из самых достойных его сынов, да что там, сынов всего татарского народа.
Хочу выразить благодарность своему другу Тимуру Сафину за помощь в получении статьи о Назирове из журнала "Русия саудаси" (Российский торговец) и большое спасибо переводчику этой статьи с татарского (написанного арабицей) - Гульшат Салимзяновой (@gulshatsalimzyanova), которой удалось сохранить уникальный стиль статьи и сделать очень живой перевод.
Недавно я обнаружил две фотографии некого мужчины и одну - того же мужчины и женщины. На обороте одного из портретов значилась фотомастерская города Пятигорск, а на другой - Уфимского фотоателье "Художественная фотография" О.Ф. Германъ. Я задумался... Уфа, "Ъ" на конце. Явно что-то дореволюционное. Я показал фото Радику Римовичу. Он сказал, что, кажется, это он, о нем есть статья в журнале "Русия саудаси", который хранится в отделе рукописей и редких книг Лобачевской библиотеки. Я выписал этот журнал. Оказалось, что это был номер за 1914 г. В статье было фото - да, это был Назиров (фото №7). Все окончательно подтвердилось. Фотографию из студии О.Ф. Герман я прилагаю (фото №1).
#садретдинназиров #садриназиров #уфа #казань #купечество #большойбитаман #медресегалия #зиякамали е #русиясаудаси #офгерманъ