Думающие мамы и папы положительно относятся к детской взрослости. По крайней мере, в теории. На практике часто гасят большинство инициатив, обрубая их приговором «ты маленький, не справишься». Но без свободы выбора дети не могут полноценно развиваться. Поэтому выпестовать не только Эго-состояния Ребёнка и Родителя, но и Взрослого — приоритетная задача родителей. И лучшее время для прививки «давай сам» — это детство.
Между попустительством, гиперопекой и излишней требовательностью
Найти оптимальную стратегию развития самостоятельности сложно. Но мудрые родители избегают 3-х крайностей: чрезмерной заботы, потакания и излишней требовательности.
Гиперопека — бич XXI века. Она выросла из стремления оградить от мира. В маленьких дозах бережное отношение — лекарство, а в больших превращается в яд. Избалованность атрофирует способность принимать решения и взращивает маминых сыночков с принцессами на горошинах.
Попустительство хоть и подразумевает полную свободу действий, но исключает контроль и адекватную обратную связь. Безразличие к ребёнку провоцирует его на эпатажные выходки. Ведь только так он получает родительское внимание: не благодаря, а вопреки.
Чрезмерная требовательность превращает детей в нервозных отличников или бунтарей. Родители, которые хотят вылепить из ребёнка идеал, на самом деле удовлетворяют за его счет свои амбиции.
В развитии детской самостоятельности есть 3-и ключевых момента:
- готовность ребёнка и мотивация;
- сформированное намерение значимого взрослого;
- безопасная среда, в которой любопытство побеждает страх, а исследование нового ассоциируется с радостью.
Благодаря самостоятельности раскрывается индивидуальность детей. А с её помощью формируются полезные для взрослой жизни навыки.
Преимущества самостоятельности
Когда ребёнок стоит сам (в прямом и переносном смысле), он — хозяин положения. Это ощущение взращивает и подпитывает Эго-состояние Взрослого. А зрелая личность обладает набором качеств, необходимых для успешной жизни:
- здоровой самооценкой и критическим мышлением;
- инициативностью, решительностью и уверенностью;
- чувством ответственности за свою жизнь;
- умением принимать решения, адекватные ситуации.
Взрослый находит компромиссы и альтернативные варианты. К тому же он грамотен в бытовых вопросах.
Возраст самостоятельности
До 10 лет ребёнок находится во власти импульсов и не способен нести за себя ответственность в полном объёме. Для самоконтроля и адекватных решений ему не хватает активности префронтальной коры. Но приучать его к самостоятельности желательно намного раньше, после того, как он:
- · начал говорить «я»;
- нащупал свои границы;
- научился контролировать физические потребности;
- принялся подражать взрослым.
В возрасте 2−3-х лет малыши воспроизводят действия родителей. Поэтому вполне реально научить их собирать свои игрушки или чистить зубы.
Как помочь ребёнку стать автономным
Привить самостоятельность в мире, где детям не нужно заботиться о себе, сложно. Да и технологический прогресс придумал уйму помощников. Неудивительно, что даже взрослые порой превращаются в приложения для детских развлечений.
Дети, родители которых не передают им ответственности за ежедневные дела, становятся:
- неуверенными в себе;
- капризными;
- депрессивными.
Чем шире у ребёнка зона личной ответственности, тем сильнее его уверенность в себе. И есть один действенный метод, развивающий в детях самостоятельность.
Чтение сказок
Одна из тенденций последнего десятилетия — «стерилизация» детских сказок. Волшебные сюжеты воспринимаются как угроза неокрепшей психике. Под раздачу попали «Красная шапочка», «Семеро козлят» и даже «Колобок». Хотя последняя, например, демонстрирует последствия бахвальства и самоуверенности.
Сказки — мудрые помощники психотерапии. Опыт героев, их архетипические путешествия интегрируются в сознание ребёнка и подготавливают ко взрослой жизни. Они учат детей брать ответственность за свои поступки.
Чтобы привить ребёнку самостоятельность, помогите ему выйти из своей тени. Верьте в его потенциал: научите обходиться без вас.