Найти тему
Антимодернизм

Мнения стали преступлениями

Оглавление

Мы говорили, что модернизм есть положение лжехристиан в развращенном обществе. Не будем отрицать: есть у модернистов и мнения, оправдывающие то, почему они оказались в этом положении.

Всемирный конгресс религий (1893).
Всемирный конгресс религий (1893).

Возьмем экуменическое движение. Экуменисты ввязались в компромисс с другими верованиями. Причина этого духовная, то есть, собственно, злая воля. Но модернисты не хотят, чтобы кто-нибудь видел эту простую истину. Поэтому их интеллектуальные усилия обращены на то, чтобы оправдать экуменическую деятельность.

То же можно сказать об украинском национализме, о других духовных болезнях современных православных людей. Схема повторяется раз за разом: преступление – самооправдание.

Итак, модернисты что-то пишут и говорят, но к этому не надо относиться слишком серьезно. Они не разумеют ни того, что говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:7). Как гностики, они вообще не думают, то есть, точнее говоря, думают лишь так, как им выгодно.

Видеть вещи, как они есть

Но нам-то как с этим быть? Мы должны, с одной стороны, видеть вещи, как они есть, а не кажутся. А с другой стороны, отталкиваться от любых мифов о силе и пользе знания.

Тот же украинский национализм нельзя интеллектуально опровергнуть. Его можно только победить на поле боя, и тогда лица, им больные, увидят, что поклонялись пустоте.

Модерниста надо лишить сана и изгнать из Церкви. Только тогда он на мгновение увидит вещи, каковы они есть.

Короче говоря, простое и ясное преступление должно быть осуждено и наказано просто и прямо, как это сейчас происходит на Украине.

Антиобщественный модернизм

Попутно стало очевидно, что православный модернизм есть преступление против общества. Конечно, это увидели не все, а только желающие видеть.

Я знаю силу приспособления модернистов, и поэтому считаю, что такая очевидность открылась лишь на время. Еще менее вероятно очищение Церкви от коллаборационистов. Мелко гадить, как о. Петр (Мещеринов), они могут, но вредить себе – никогда.

Христианин и модернист

Мы привязали модернизм к политической действительности, сказав, что модерниста можно узнать по занимаемому им положению в развращенном обществе. А как же христианин?

Христианин во всех обстоятельствах мыслит, говорит и поступает одинаково, потому что следует невидимому закону. Он думает о существенных вопросах, а не о тривиальных. Христианин – мудрец, хотя и не всегда учитель.

Модернист точно так же зависит от обстоятельств. Он тоже идет в армию или прячется в подвале от бомбежки. Но его мнения, слова и дела зависят от выдуманного идеологического порядка. Модернист – всегда глупец и всегда учитель.

Мнения стали преступлениями

Сейчас в России и на Украине рушатся малые порядки, к которым приспосабливались модернисты. Их мнения терпят крушение, слова звучат сдавленно и искаженно, а как поступать, пока неизвестно. Перед лицом внешних событий всем стало видно, что проповедь журнала «Фома», сайта «Православие и мир» или С. Худиева не истина, а только мнения.

Вчера теория заговора и мечты о всеобщем мире были мнениями. После 24 февраля за них придется отвечать по суду. За этим следит наше государство.

Теперь ложное мнение – это преступление. Но по ту сторону границы преступлением стала истина.

Вот как война, победа и крушение режимов раскрывают людям ложность всех мнений и истинность одной истины.

Чистый ум

Но только ли катастрофы вносят такую ясность? Неужели людям нужны страдания, чтобы увидеть разницу между мнимым и истинным?

Конечно, нет! Для внимательного и чистого взора все было ясно до катастрофы. Как говорил св. Виктор Глазовский:

Это заблуждение (учение нравственного монизма.–ссылка В.Р.) я обличал в лице Митрополита Сергия и известного Митр. Антония Храповицкого еще в 1912 году, предупреждая, что они этим своим заблуждением потрясут Церковь Православную.

Наша война не идеологическая

И вот что нам предстоит увидеть.

Хотя со стороны Запада и Украины нам противостоят идеологии, наше противостояние с Западом не идеологическое, и не дай Бог ему стать таковым.

Почему я настаиваю на этом? Ведь считается, что идеологию лучше всего побеждать с помощью другой идеологии. Так православные модернисты вместе с либералами побеждали марксизм. А либерализм и по сей день поборают с помощью консерватизма и социализма.

От идеологий, даже от тени их влияния, необходимо отстраниться, потому что идеологии не набор мнений, а воля к власти.

Идеологии движимы волей к власти

Пока есть время, надо увидеть суть идеологической войны. Это воля к власти, которая может выражаться экстатически и в холодном расчете.

Все, включая геройство, жестокость и благородство, может быть признаками снедающей человека воли к власти.

Шарль Мейнье. Возвращение Наполеона на остров Лобау после битвы под Асперном (1812 г.).
Шарль Мейнье. Возвращение Наполеона на остров Лобау после битвы под Асперном (1812 г.).

Так очень точно Толстой рисует благородство Наполеона к раненому Андрею Болконскому. Толстой не верит Наполеону ни на йоту, и отмечает:

Князь Андрей знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками.

Не допускать зло в душу

Мы хотели бы лечить симптомы духовных болезней, например, во время боевых столкновений не впускать злобу в душу. Но ведь сама болезнь – воля к власти – не имеет запаха и цвета. Она выражается в неустанной мировой войне, в войне с недостижимыми целями.

Эту волю к власти можно увидеть не только у сильных мира сего, у тех, в чьи мысли мы пытаемся проникнуть в наши дни.

Мы сами тоже идеологи, если думаем, что можем изменять мысли других людей. Мы не можем исправить людей, одержимых волей к власти. Мы не можем укротить поток мнений, который бушует вокруг нас.

Тонкая линия, которая отделяет гностиков и христиан

Христианскому взору видна суть мировой политики: в ней соперничают воли. Каждая такая воля безгранична, стремится к недостижимому. Целью мировой политики является полное уничтожение всех противников.

В мировой идеологической войне христиане – никто. Но они там, где сегодня, сейчас соединились Христианство и гражданство.

Роман Вершилло