Школьные учителя чаще всего не учитывают потребности учеников, принуждают их делать то, что им не нравится, а вину за невыполненные уроки и различного рода проделки сваливают на самих детей. Это создает психическое напряжение, опасное для здоровья как учащихся, так и самих учителей. Поэтому первые нуждаются в психологической поддержке, а вторым необходимо задуматься о «научности» своей педагогики.
КТО СИЛЬНЕЕ?
Как обычно происходит в школе?
Открывает учительница классный журнал и вызывает к столу какого-нибудь ученика пересказывать текст. Совестливый ученик, то есть тот, кто хорошо воспитывается родителями, внутренне этому сопротивляется, хотя дома несколько раз прочитал текст, повторил его на перемене и неплохо помнит. Все равно, как-то нехорошо, уныло на душе.
А в голове еще какие-то неполноценные мысли вьются, примерно такого содержания: «У всех лежит учебник на парте. Все его читали… могут еще раз прочитать, если надо. А мне почему-то надо его пересказывать! Зачем? А главное – кому? Гене? Ему это до фени. Машеньке? Но ей лучше стихи почитать. А, Людмиле Ивановне! Она отметку ставит…».
И по нервной слабости, желая быстрее избавиться от внутреннего дискомфорта, ученик скороговоркой пересказывает текст.
Людмила Ивановна и говорит:
– Ты не все рассказал. Садись, три.
Ставит отметку в журнал и спрашивает:
– Кто хочет?..
Поднимает руку сильный ученик и слово в слово пересказывает текст. «Пять!»
Сидит ученик со слабой нервной системой за партой и продолжает себя мучить: «Ведь я все знал, все знал, но с собой, дурачок, не справился!..»
И так он мучается в школе все время…
И вырастает в независимого и умного человека.)))
Задача учителей состоит в том, чтобы помочь учащимся вырасти в самих себя, а потом всю жизнь наращивать в себе индивидуальность и таким образом улучшать и человеческую породу, и среду обитания. Для этого уроки надо строить с учетом доминирующих потребностей учащихся. Ниже приведен пример.
ПРО ЛЮБОВЬ НА УРОКЕ БОТАНИКИ
Вместо заболевшей учительницы биологии на урок пришел профессор валеологии, курирующий педагогический процесс в школе.
Он написал на доске: «Я – дерево». И попросил учеников сочинить на данную тему что-нибудь.
Один ученик написал, что он «ель», потому что «колется», многое ему не нравится в людях, и друзей у него нет.
Другой написал, что он «дуб», но – не умом (с мозгами у него все в порядке), а телом кряжист и силен. И поэтому упражняется с гирями.
Третий написал, что он «саксаул», так как легко переносит голод и другие невзгоды и что денег в семье на него у родителей не хватает…
Девочки себя сравнивали, в основном, с «березами» (стройными и красивыми), «ивами», потому что часто грустят, «можжевельником» (с мягким и независимым характером), а одна девочка, сравнила себя с «хворостом», пригодным только для костра.
А еще среди учеников оказался сочинитель – мальчик, которого в классе называли поэтом. Он написал: «Люди – деревья. Ты – Пальма. Я – Кипарис. Наши корни переплелись. А верхушки ласкают друг друга. Почва под нами не высыхай! Ветер над нами не утихай!»
Когда каждый ученик рассказал о себе, как о дереве (разумеется, без принуждения, а по доброй воле), профессор попросил поэта прочитать свое сочинение.
И непроизвольно в классе началось его обсуждение, которое не уместилось в урок…
Мысли подростков была простыми и естественными. Им не хватает любви, но с ними на эту тему в школе никто не разговаривает; им хочется обниматься и целоваться, а учителя за ними следят, как за прокаженными.
Оценок за урок профессор никому не поставил. Да, и мысли об оценках ни у кого из школьников не возникло. Было просто интересно, как никогда.
После этого урока при встрече с профессором в школе дети постоянно его спрашивали, когда он вновь к ним придет.
Да, на следующем уроке (уже рисования) учитель по рекомендации профессора валеологии предложил школьникам нарисовать любовь.
Один ученик (будущий художник) нарисовал "любовь деревьев".
P.S.
Мы в телеграмме - подписывайтесь: https://t.me/ducha_z
Для статьи использован текст из книги:
Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
С позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (доктора наук) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).