Вот и ушел в прошлое очередной скоростной поезд, который курсировал в России. Речь идет об «Аллегро» (Allegro), связывавшем Петербург и Хельсинки. Курсирование поезда прекращено финской стороной. В РЖД говорят, что «временно», но финны более откровенны и напрямую заявляют о санкциях.
Сейчас нашему каналу очень важно развиваться. Если вам нравится то, что мы делаем, подпишитесь на нас в телеграме (там оперативные ж/д новости) и «Вконтакте».
Allegro стал вторым скоростным поездом, который перестал ходить за последний месяц. До этого были отменены поезда «Стриж» сообщением Москва – Нижний Новгород и Петербург – Самара.
Странная колея и пограничники в поезде
Скоростные поезда Allegro были запущены в 2010 году. Количество ежедневных рейсов доходило до четырех в день в каждую сторону. Всего за 3,5 часа на этом поезде можно было доехать из Петербурга в Хельсинки (расстояние – 407 км).
Поезд Allegro был настоящим международным проектом. Он является частью семейства электропоездов Pendolino, которые производятся в Италии на заводе французской компании Alstom. Перевозчиком выступала совместная российско-финская компания, а обслуживался поезд в Финляндии.
Allegro был спроектирован специально под условия железной дороги Петербург – Хельсинки. Он «умел» ездить и под постоянным током (на территории РФ), и под переменным током (в Финляндии). Конструкция ходовых частей поезда позволяет эксплуатировать его со скоростями до 220 км/ч, как на финской колее в 1524 мм, так и на российской в 1520 мм. В пути он делал несколько остановок для посадки и высадки пассажиров.
А вот таможенный и пограничный контроль пассажиры проходили прямо в поезде. Как только Allegro отправлялся, тут же по поезду начинали идти работники соответствующих служб, и в паспорте ставился специальный штампик с паровозом. Теперь это точно будет штампом на память.
В поезде Allegro семь вагонов. Один из них – первого класса. Он имеет компоновку сидений 2+1. Два кресла с одной стороны от прохода и еще одно с другой стороны.
Стоимость проезда здесь была почти в два раза выше, чем в «экономе», а из преимуществ – только кожаные сиденья, меньше людей в салоне и в два раза больше розеток (по две на человека, в то время как в «экономе» – по одной).
В вагонах эконом-класса места расположены в компоновке 2+2, как в «Сапсане». При этом были вагоны со столиками между сиденьями, без них, а также микс-вариант. Под столиками – по четыре розетки и пакеты для мусора. В ряде вагонов были места для пассажиров с животными, а в седьмом вагоне – игровая зона для детей.
Питаться пассажирам предлагалось в вагоне-баре. Еще в одном из вагонов есть зона, где едут пограничники и таможенники, но там фотографировать нельзя.
В каждом вагоне был кулер с водой (на вкус она мне показалась ужасной). Туалетные комнаты – совсем небольшие, но они оставались чистыми на всем протяжении поездки.
На станциях с высокой платформой из вагона «выезжал» мостик, а на станциях с низкой платформой – удобная лестница.
«У людей, которые хотели уехать, было достаточно времени»
Первый раз удар по Allegro пришелся во время пандемии. В 2020 году поезда перестали ходить, но 12 декабря 2021 года были возобновлены две пары поездов в сутки. Воспользоваться ими могли не все пассажиры.
Финская сторона сперва впускала в страну на поезде только тех, кто едет по работе, учебе или к родственникам. Позже разрешили въезжать и по туристической визе, но при наличии сертификата о вакцинации прививкой, одобренной Европейским медицинским агентством (российские вакцины в этот список не входят).
Поезда активно курсировали между Петербургом и Хельсинки и после событий, начавшихся 24 февраля 2022 года. В основном, в эти дни пассажиры ехали из России в Финляндию. В некоторые дни в вагонах в сторону Хельсинки были выкуплены все места. В обратную сторону поезда ходили почти пустыми.
РЖД, сообщая о приостановке курсирования поездов, не указали причину.
Финские железные дороги на сайте напрямую пишут, что речь идет о санкциях.
«До сих пор мы продолжали движение поездов Allegro в соответствии с инструкциями соответствующих властей и, следовательно, следили за тем, чтобы обеспечить безопасность для граждан Финляндии. За эти недели у людей, которые хотели уехать из России, было достаточно времени, чтобы уехать. Теперь из-за санкций мы прекратим движение поездов», – сообщил Топи Симола, вице-президент по пассажирским перевозкам VR Group.
С такой формулировкой становится очевидно, что курсирование поезда приостановлено очень надолго, если не навсегда (очень надеюсь, что не навсегда).
VR также остановила движение грузовых вагонов из России. При этом возвращение вагонов из Финляндии в Россию продолжится.