Найти тему

Неприятность эту мы переживем, или как правильно учиться в школе. Нейройога, часть 6

Вот и наступил этот радостный день, который бывает только раз в жизни, и который с таким нетерпением ждут всегда все дети и их родители – 1 сентября! В этот день никто, наверно, не думает о том, что впереди – 11 лет упорного, непрерывного труда и тех, и других. Родители, кажется, по второму разу учатся в школе вместе со своим ребенком. А если детей еще и несколько, то остается только посочувствовать таким родителям, а заодно и позавидовать их знанию школьной программы!

Школа, действительно – источник знаний, новых впечатлений, радости, дружбы на всю жизнь и даже первой любви. Но это и ежедневный, напряженный, тяжелый труд. Помимо 8-часового рабочего дня в самой школе, еще примерно столько же времени ученик тратит на выполнение домашних заданий, особенно, если учеба ему тяжело дается. Это ли не самая настоящая работа, как у взрослых! Осталось только завести на всех школьников трудовые книжки.

А уж о том, как правильно учится в школе, можно говорить бесконечно. Это, пожалуй, тема какой-нибудь отдельной многотомной диссертации. Настолько это все сложно и, к тому же, индивидуально. Поэтому, просто ряд наблюдений, советов.

О выборе школы. О том, какому ребенку какая школа больше подходит, более подробно написано в разделе «Правши, левши и не только».

При этом вовсе не обязательно отдавать ребенка в престижную (или не очень) частную школу или гимназию. Если школа частная, то это вовсе не гарантия того, что из вашего ребенка там вырастят гения, скорее даже наоборот. Да, в частной, платной школе с детьми, возможно, и носятся, как курица с яйцом, но только вовсе не так, как на самом деле надо. Да, ребенка два – три раза в год будут вывозить за границу (для лучшего усвоения, например, английского языка), чуть ли не каждый день будут возить в бассейн. В холлах и коридорах такой школы будут стоять мягкие диванчики, на которых ваши дети… будут посиживать во время урока, вместо того, чтобы внимать учителю. Бассейн и Англия – это хорошо. Но нужна еще и дисциплина, а когда учителя только и думают о том, как бы не обидеть ребенка, как бы он не нажаловался папе, как бы папа не забрал ребенка из школы и не перестал бы платить, то о какой дисциплине может идти речь? Вот и делают дети на уроках все, что угодно, но только не всегда действительно учатся. Попытка проверить в одной из частных школ знания учеников с помощью различных тестов, например, тех же тестов интеллекта Векслера, Амтхауэра принесла просто катастрофические результаты, которые, уважая все-таки руководство школы, пришлось не доводить до сведения родителей. Особенно «потрясающие» результаты получились по тесту навыка чтения. Вышло, что в средней школе читать в самом настоящем смысле слова (здесь имеется в виду не скорость, а умение понимать прочитанное) не умеет практически никто. Печально. Бассейн – это, конечно, хорошо, но надо бы непосредственно делом заниматься, то есть, обучением детей. Поэтому, одно из пожеланий – не ошибитесь с выбором школы. Зайдите в школу не только с фасада, но и поговорите, например, с родителями детей, которые в этой школе уже учатся.

Многие школы, особенно гимназии, вводят в школьную программу слишком много предметов. Бывает, что уже в начальной школе детям преподают предметы из программы средней школы. Дети занимаются в школе с утра до вечера, нагрузки бывают просто непосильны, особенно, если ребенок и так ослаблен. Пожалейте ребенка! Не гонитесь за престижем. И сначала обязательно оцените возможности и способности ребенка.

О школьном стрессе. Помимо источника знаний, школа, к сожалению, это еще и источник постоянного стресса, как для детей, так и для их родителей. Причины могут быть разные: большое количество домашних заданий, которые надо обязательно успеть выполнить, это и нелюбовь и постоянные придирки учителя, или неумение найти общий язык с одноклассниками, их постоянные насмешки, даже травля. Для кого-то сильным стрессом является вызов к доске или неумение прыгать через козла из-за плохой физической формы, или даже необходимость постоянно находиться среди большого количества людей. А для кого-то постоянным источником стресса может стать желание быть лучше других, постоянно получать только отличные оценки и похвальные грамоты. Перечислять можно бесконечно. В каждой семье, где есть школьник, стресс был, есть и будет, надо просто постараться не дать ему негативно влиять на вашу жизнь и здоровье, на отношения в семье.

Как же смягчить стресс, связанный с поступлением в школу?

Во-первых, ребенок должен заранее как можно больше узнать о школе, особенно о том, что там не только играют, но еще и учатся, причем каждый день и много-много лет. Хорошо, если он заранее посетит свою будущую школу, посмотрит на классы, познакомится со своей учительницей и одноклассниками.

Во-вторых, первый школьный день должен стать для ребенка настоящим праздником и запомниться на всю жизнь. Объясните ему, что он стал теперь взрослым, а вы очень рады этому и гордитесь им.

В-третьих, надо обязательно постараться создать у ребенка мотивацию для учебы. Для этого необходимо постоянно объяснять, как учеба важна для его будущего, как вы им гордитесь. При этом обязательно обещать всяческую помощь и действительно помогать.

В-четвертых, находите время всегда интересоваться школьными новостями и проблемами, с которыми сталкивается ваш маленький ученик. Всегда расспрашивайте его о школе, особенно, если чувствуете, что что-то его беспокоит.

В-пятых, ребенок должен иметь возможность полноценно отдохнуть, поиграть, погулять и пообщаться с друзьями.

В-шестых, не делайте самоцелью получение только отличных оценок. Запомните навсегда: отличная учеба – не самое главное в жизни, здоровье дороже.

В-седьмых, и это важно всегда, а не только в отношении учебы: никогда не сравнивайте своего ребенка, его успехи или неуспехи с другими детьми и их достижениями. Сравнивать можно только знания вашего ребенка: вчерашние и сегодняшние, его прошлые достижения с настоящими.

И, в-восьмых, обязательно соблюдайте режим дня. И это важно с самого рождения. Ребенок должен привыкнуть с самого раннего детства, что существуют обязанности, которые постоянны, неизбежны, обязательны, и их выполнение, как говорится, «обсуждению не подлежит». Тогда и уроки станут просто еще одной необходимостью.

Если у ребенка наблюдается, так называемая, школьная тревожность, имеются трудности со школьной адаптацией, то его необходимо показать психологу, чтобы не усугублять ситуацию. И еще, если ребенка, бывает и такое, затравили одноклассники, если к нему постоянно придирается учитель, то не пытайтесь добиваться справедливости, жаловаться в РОНО и т.п. Если ситуация достаточно критическая – лучше школу поменять. Спокойствие ребенка дороже.

О школьных перегрузках. В различных источниках уже неоднократно указывалось, что при поступлении в школу доля детей, больных теми или иными достаточно серьезными заболеваниями, составляет 20%. А к моменту окончания школы количество больных детей составляет уже 80% от общего числа выпускников. Вдумайтесь в эти цифры! И все это не только из-за стрессов, а еще и из-за того, что нагрузки непосильны для детей, они «работают», буквально, на пределе своих возможностей. В результате чего наступает серьезное истощение нервной системы, а, отсюда, как следствие, снижается иммунитет и уровень нейродинамики, т.е. тонуса.

У каждого второго ребенка можно обнаружить минимальные мозговые дисфункции (ММД), то есть, какие либо отклонения, трудности в работе мозга, имеющиеся с рождения или приобретенные в результате заболеваний и травм. Мозгу до поры до времени удается их контролировать, но, опять-таки, пока хватает энергии. Когда слишком много энергии тратится на учебу, то на контроль за ММД у мозга уже «не хватает сил». Об этом более подробно написано в разделе «Пламенный мотор». Здесь же просто еще раз хотелось бы попросить родителей не перегружать ребенка! Успеет он еще усвоить все необходимые и не очень знания. Найдете вы повод погордиться и ребенком и собой. Здоровье не купишь ни за какие деньги.

Еще и поэтому, нежелательно в каникулы заниматься повторением школьных знаний, усиленным хождением к репетиторам, тем или иным «подтягиванием» ребенка. Он ведь у вас не робот, и ему обязательно нужен отдых, как и любому человеку. Вот и отдыхайте вместе с ним!

О выполнении домашних заданий. Знания обязана давать школа, а задача родителей – это правильное воспитание, в том числе и самих себя вместе с ребенком. И если уж вам так хочется делать уроки вместе с ребенком, то запомните ряд несложных правил. Во-первых, не надо стоять над душой и ворчать: «Ну что же ты не понимаешь, ведь здесь так все просто». Во-вторых, не надо делать уроки за ребенка, ведь, таким образом, вы лишаете его самостоятельности, возможности научиться на своих ошибках, возможности гордиться тем, что он все-таки сделал что-то сам. Поддерживайте его морально, своим вниманием, искренним интересом (особенно к его достижениям). Угостите чем-нибудь вкусненьким, чтобы веселее было работать. Погладьте, поцелуйте. Устройте перерыв и сделайте с ним вместе веселую зарядку. Очень полезно, особенно, если ребенок кинестетик, чтобы выполнение уроков сопровождал какой-то, любимый ребенком, запах. Может быть, это запах маминых духов, или апельсина, или елки. В любом случае, во-первых, это вырабатывает, если так можно выразиться, условный рефлекс на выполнение уроков, что-то вроде: «Ага, приятный запах, значит, пора поработать» - это такие у мозга ассоциации. Кроме того, приятные запахи, да еще, если это не просто духи, а какие-то эфирные масла, хорошо стимулируют работу мозга. Поэтому, может быть и стоит приобрести арома-лампу. Или, хотя бы, в качестве «сигнала» почистить апельсин.

О памяти и мышлении. Хорошая память тормозит, к сожалению, развитие понятийного мышления. За счет хорошей памяти (а также старательности, аккуратности)  ребенок может замечательно учится в начальной школе, получать пятерки и похвалы от учителя. Но ведь самое главное, и об этом неоднократно упоминается в книге, ребенок должен обязательно понимать то, что он проходит в школе, то, что ему надо выучить. Только так: сначала понять, потом – учить. Когда ребенок переходит в среднюю школу, в которой начинается изучение многих предметов, требующих понимания (физика, история, география и т.п.), то тут уже за счет одной только памяти «выехать» невозможно. А понятийное («понимательное») мышление развивается, согласно законам развития мозга, только до 10-11 лет. Еще и поэтому все усилия как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, необходимо направлять на развитие понятийного мышления. Для этого необходимо: как можно больше беседовать с ребенком, отвечать на его вопросы, рассказывать ему об устройстве мира. Прежде чем учить стихотворение или пересказывать рассказ, необходимо обязательно ответить на вопросы об этом рассказе. И лучше задавать вопросы с конца произведения. Затем можно нарисовать содержание, слепить, изобразить с помощью тела и пальцев, а уж только потом учить. Тогда и выучится лучше, и запомнится надолго. И понятийное мышление будет развиваться.

О медлительности. Достаточно часто встречаются медлительные дети. Таких детей нельзя торопить, заставлять действовать быстрее, иначе начнет страдать качество их работы. Всегда следует выяснить, с чем связана медлительность и как она может сказаться на обучении.

Если медлительность свойственна именно нейродинамическим процессам и характеризует, в целом, скорость восприятия и переработки информации, то, значит, у ученика в школе могут возникать специфические трудности. Таким детям сложно наравне с остальными учениками усваивать новый материал, им не будет хватать времени на выполнение письменных работ, и в целом такие ученики достаточно сильно раздражают учителей своей медлительностью и односложностью ответов. При этом дома, когда их никто не торопит, такие дети вполне способны выполнить все задания и усвоить новый материал. Самый лучший совет родителям медлительных детей – упреждающее знакомство с материалом. Желательно хотя бы перелистать материал, который ребенок будет изучать на следующий день в школе.  Когда ребенок имеет дело с частично знакомой информацией, то ее переработка и понимание происходят значительно быстрее.

А вообще, как написано в заголовке раздела: «Неприятность эту мы переживем»! Все люди учились в школе, учатся и будут учиться. Надо только сделать так, чтобы школа не превращалась для ребенка в тюрьму, чтобы школьные оценки не становились мерилом родительской любви, и чтобы здоровья, которого и так маловато, не становилось бы еще меньше «благодаря» учебе в школе.