Найти тему
ForPost. Лучшее

Новая парадигма коллективного не Запада

Оглавление

Россия является одной из самых крупных составляющих коллективного не запада.

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

В новых геополитических реалиях практически все постсоветские страны и партнёры России в большой Евразии оказались перед выбором своего антизападного будущего.

О перспективах и настоящей интеграции России с соседями и идеологическими партнёрами ForPost побеседовал с Константином Курылёвым, доктором исторических наук, профессором кафедры «Теории и истории международных отношений» РУДН.

Три устойчивых блока

До 2014 года благодаря интеграционным процессам на постсоветском пространстве сформировались блоки, которые объединились по интересам.

Одна из коалиций сплотилась вокруг России. В неё входят Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия b Таджикистан.

Другой блок, в котором нет места России, является альтернативным. В него вошли Грузия, Украина, Молдавия.

И третий блок является весьма нейтральным. В него вошли Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. Благодаря своим мощным запасам ресурсов данные государства могут не примыкать ни к одному из вышеперечисленных блоков.

"Эти блоки были вполне устойчивыми. Не наблюдалось перетекания стран из одного в другой. Может быть, за исключением Узбекистана. Он лавировал между российской евразийской парадигмой развития и вот такой альтернативной. В конечном итоге устаканился, если можно так сказать, в этой третьей корзине условной, нейтральной", – объяснил эксперт.

В свою очередь Прибалтийские державы изначально обозначили, что далее будут развиваться самостоятельно, вне остального постсоветского пространства. Они выбрали свой европейский путь.

К примеру, Украина, то же сразу же заявила, что хочет в Европу, а выход из Советского Союза там посчитали возращением в европейскую семью народов.

Ещё по теме: Санкции Запада добавили головной боли крымским морякам

Противоречия США и Китая

По словам Константина Курылёва, Китай по целому ряду факторов уже давно обошёл Америку. Хотя США всё же пока ещё держит планку и остаётся первым государством в военном плане (если учесть огромный военный бюджет, количество баз, а также современных вооружений).

Также у США большой потенциал мягкой силы и масштабные дипломатические возможности.

Несмотря на всё это, Поднебесная активно подтягивается к ним.

"Сегодня мы наблюдаем то, что формируется новое мироустройство. Его можно назвать так вот условно – «новая биполярность», которая проходит по линии противоречий США и Китая. И как следствие образуются новые блоки", – подчёркивает эксперт.

Один из блоков сформирован вокруг Соединённых Штатов Америки. В нём США является лидером. Второй блок, который можно условно назвать «коллективный не запад», формируется вокруг Китая.

В него входят страны, которые раньше принято было считать странами третьего мира или странами глобального юга. Их объединяет общие идеи и обиды на Запад.

И в данном контексте, по словам нашего собеседника, Россия является одной из самых крупных составляющих коллективного не запада.

"С учетом позиций России на евразийском пространстве, с учетом военных ресурсов России, конечно же, она укладывается вот в эту новую парадигму. Если Китай, допустим, в ней берет на себя ресурсы экономические в силу своих позиций, которые у него есть, Москва принимает на себя такие вот обязательства, можно сказать, поставщика безопасности", – объясняет эксперт.

Константин Курылёв подчёркивает, что в данной образующейся парадигме коллективного запада и коллективного не запада, страны постсоветского региона, страны СНГ оказываются перед выбором, который состоит в том, что старая система координат, в которой они развивались, в сегодняшних реалиях уже неактуальна.

Не стоит рассчитывать, что процесс пройдёт очень быстро.

Коллективный не запад только начинает свой путь. Он нуждается в основе, которой выступят формирующиеся в данный момент институциональные структуры.

"Это Шанхайская организация сотрудничества, после того как произошло ее расширение за счет включения Индии, Пакистана, Ирана. Это, допустим, экономические структуры альтернативные, Западом формирующиеся сейчас. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, альтернативный SWIFT, создающиеся и в Китае, и в нашей стране", – говорит эксперт.

Ещё по теме: Россияне за границей остались без денег и обратных билетов

Большое евразийское пространство

Интеграция постсоветского пространства является очень узким процессом, хотя и лишена политической составляющей.

Евразийская интеграция в данном пространстве то же ограниченная. В неё входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.

Для задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, этого потенциала мало. Поэтому РФ создала масштабный проект, который получил название «большое евразийское партнерство».

Таким образом появилась возможность не привязываться территориально только к постсоветской Евразии.

"Это выход в так называемую большую Евразию за счет заключения соглашений заинтересованными странами, соглашений о зонах свободной торговли с тем, чтобы оживить интеграцию, расширить ее, углубить ее. И вот за это время определенные результаты уже есть – это соответствующая зона свободной торговли и с Вьетнамом, и с Сингапуром, и с Ираном, и с Сербией, целый ряд других стран заинтересован в этом. А как будет вот в нынешних условиях, в условиях  формирования этой новой биполярности – пока не совсем понятно", – подытоживает эксперт.

При этом сохраняется конкуренция Москвы и Пекина в рамках коллективного не запада.

Ещё по теме: Какие возможности для России открывает Китай

Новый мир вокруг Китая

Здесь стоит отметить, что на самом деле коллективный не запад, сформированный Россией, довольно стар – ему более сотни лет, начиная с Данилевского. А вот китайский не запад, напротив, более молод.

"Но сегодняшний коллективный не запад все-таки складывается не вокруг России, а вокруг Китая. И сама эта новая микросистема, система международных отношений складывается именно по линии разграничения США и Китай.
Другое дело, что Россия в этом плане выступает тем элементом, который усиливает коллективный не запад, усиливает своим военным потенциалом, усиливает своим политическим влиянием, которого у Китая нет", – говорит наш собеседник.

По его словам, нет гарантий, что двухсторонние отношения будут исключительно вне рыночной парадигмы.

Возможно, что изменения здесь будут в сторону элементов плановой экономики и её мобилизации.

Но 100% гарантий, что от рынка получится уйти полностью, нет.

Хотя Россию очень активно и против её воли вытесняют из данной системы, у неё всё равно остаются партнёры, с которыми ей по пути.

Ещё в 2012 году президент России Владимир Владимирович Путин заявил, что РФ пора запустить в российские паруса азиатский ветер. Тогда и был взят курс на Восток.

А беспорядки 2014 года, которые захлестнули Украину, только ускорили данный процесс.

Сегодняшние реалии также способствуют тому, чтобы запущенные процессы реализовывались и далее.

Можно провести некую аналогию с событиями середины XIX века, когда в условиях завершения Крымской войны 1856 года и тех ограничений, которые на Россию были наложены, на европейском направлении, ей пришлось осваивать Центральную Азию и Дальний Восток.

"Сорок с лишним лет мы существовали в условиях биполярного мироустройства. И сейчас мы возвращаемся к этому через такой вот транзит тридцатилетний сквозь однополярный момент так называемый сквозь не до конца оформившуюся многополярную систему международных отношений, из которой вырастает новая биполярность.
Примерно в таких условиях, но с несколько другим участием, с участием Советского Союза и США, такая система существовала, и по оценкам исследователей она была достаточно стабильна, она была достаточно предсказуема в отличие от того, что пришло ей на смену: однополярный мир, многополярный мир", – уточняет эксперт.

При этом нет понимания будет ли в условиях новой биполярности, данная система такой же стабильной, так как механизм формирования ещё незавершён.

Ещё по теме: Россия обязана выучить казахстанский урок, иначе получит удар в спину

Будущее ОДКБ

Если говорить про ОДКБ, то её можно сравнить с уменьшенной копией Варшавского договора. Которая для здравого уравновешивания НАТО и ОДКБ вынуждена была бы расшириться. Но, пока нет понимания какие ещё страны могли бы присоединиться к организации.

Сейчас ресурсы сил несопоставимы.

"Основной ресурс ОДКБ – это российский ресурс, это всем понятно, по объективным причинам. Это и с точки зрения военных потенциалов России, и того опыта военного, который имеет наша страна и который не имеет ни одна другая страна постсоветского пространства. Конечно, вся доля задач, лежащих в области обеспечения безопасности, лежит на плечах Москвы", – напоминает наш собеседник.

Своё дело играет и то, что на данный момент нет идеологической основы. При этом есть парадигма евразийства и евразийская парадигма.

Хотя далеко не все ещё страны начали в них ориентироваться.

Поэтому у дипломатии России есть задача, которую необходимо реализовать в будущем: объединить партнёров, поскольку речь идёт о безопасности.

Ещё по теме: Как Союзное государство спасёт Лукашенко и приведёт нас в Китай

Россия и Белоруссия

Со слов Константина Курылёва, у Союзного государства есть достаточно неплохие перспективы. Это уникальный проект и вместе с тем очень сложный.

Можно вернуться в прошлое и вспомнить, как он рождался в середине девяностых годов. Конечно, тогда было сложное для всех время. И ожидания от проекта были совершенно другие.

Но почти сразу же после старта начались несостыковки.

В итоге почти два десятка лет он просто просуществовал и только в последние годы начал как-то развиваться, в том числе и в военном плане, что в нынешних условиях очень важно.

При этом Белоруссия заняла очень важную позицию в истории с Украиной.

Шансы для развития есть, если почти три десятка всех Союзных программ будут реализованы.

"Определенный образец будет для других стран в плане возможного, может быть, присоединения к этому союзному государству, если возникнет такая возможность, либо создание каких-то иных структур аналогичного рода", – подчёркивает доктор исторических наук.

К примеру, географический, экономический,политический, этнический факторы могут сделать совместную идеологию постсоветской интеграции ещё более привлекательной.

"И вот это всё – оно у нас здесь есть, если мы посмотрим, это всё у нас здесь есть. И в рамках Евразийского экономического союза, и в рамках Организации договора о коллективной безопасности, и в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Все эти факторы есть, они существуют, и они вроде бы должны способствовать поступательному эффективному развитию этих интеграционных проектов", – говорит наш собеседник.

Тем не менее критики частенько обращают внимание на недостаточные темпы интеграции. А так же на то, что нет у неё общего идейного стержня и непонятно, а когда он всё таки появится?

Но здесь стоит отметить, что в РФ он уже сформировался.

"Мы активно продвигаем евразийскую идею. Но нужно, чтобы это восприняли еще наши соседи, наши партнеры по интеграции. А это непросто сделать, потому что нужно доносить правильные смыслы вот этого евразийства, этой евразийской идеи. Современные смыслы", – заключил Курылёв.

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.