Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Также, немаловажно, что метод проектов - один из наиболее эффективных методов, который включает взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Проекты в детском саду помогают в развитии:
- творческих способностей;
- умения наблюдать, слушать;
- навыков обобщения и анализа;
- мышления;
- видения проблемы с разных сторон;
- воображения, внимания, памяти, речи;
- самостоятельной познавательной деятельности детей;
- гармонизации детско-родительских отношений.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию некоторые проекты, разработанные на базе нашего детского сада:
МБДОУ «Верхнеигринский детский сад»
ПРОЕКТ
Лошадь человеку – крылья
Выполнили: семья Леонтьевой Даши
Воспитатель: Городскова А.И.
Характеристика проекта:
По доминирующей деятельности: информационно- исследовательский
По количеству участников: индивидуальный
По продолжительности: краткосрочный (две недели)
Введение
Безумной скачки, мощи и напора,
Трехтактной дроби кованых копыт,
Шального ветра, воли и простора,
И горизонта, что к себе манит..
Дороги лента всё бежит куда-то
Среди лугов, туманов и дождей...
Поверьте, люди, я не виновата,
Что родилась влюбленной в лошадей!
Человек и лошадь на протяжении всего существования на Земле постоянно находились во взаимодействии и взаимовлиянии.
Лошади - это необычные животные: в них красота, обаяние, благородство, сила и волшебство. От общения с лошадьми человек получает массу позитивной энергии, которая дарит заряд бодрости и хорошее настроение. Народная мудрость гласит: лошадь человеку – крылья.
По мере того, как происходило одомашнивание лошади, открывались новые светлые горизонты, давая человеку возможность воплотить в жизнь самые дерзкие мечты и идеи.
Практическое применение лошади нашли в таких сферах жизни общества, как промышленность и сельское хозяйство, спорт и культура, транспорт и война, оздоровительная верховая езда и просто как средство для получения эстетического удовольствия.
На этом фоне очень бурно стал развиваться и конный спорт.
Актуальность
Конный спорт является не только одним из самых зрелищных и красивых видов спорта, но и помогает достичь людям физического совершенства, учит точности, пониманию, равновесию, и даже лечит некоторое физические и душевные болезни.
Сегодня конный спорт вновь начинает набирать силу и популярность. Несомненно, это прекрасный вид спорта, он учит нас любить, работать и пробуждает чувство ответственности. Именно поэтому тема проекта актуальна, как никогда.
Цель проекта: Расширение представлений детей о скаковых лошадях.
Задачи:
- Ознакомиться с историей конного спорта в России.
- Закрепление знаний детей о скаковой породе лошадей.
- Воспитание доброты, заботливого отношения к домашним животным.
- Укрепление детско- родительский отношений, внутрисемейных отношений.
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений детей дошкольного возраста о лошадях;
- Приобретение самостоятельности, воспитание ответственности;
- Формирование положительного, заботливого отношения к животным;
- Повышение социальной, физической и двигательной активности.
- Обогатить знания детей о правильном уходе за лошадьми;
- Укрепление взаимосвязи взрослого и ребенка, родственных отношений.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный.
На данном этапе определялась тема проекта, собиралась информация об истории конного спорта, определялись цель, задачи проекта.
Мы выяснили, что мир лошадей разнообразен. Верховая езда становится все более популярной. Также уточнили о разновидностях конного спорта, как конкур и выездка. Взрослые люди начинают заниматься верховой ездой по самым разным причинам. Для лиц, принадлежащих к кругу «избранных», умение ездить верхом входит в престижный набор необходимых занятий. Другие ценят уникальную возможность общения с лошадьми - животными поистине удивительными. Кто-то занимается этим исключительно из соображений здоровья, используя лошадь как своего рода тренажер: полгода занятий, и человек не узнает себя, он подтягивается, решительно забывает про боли в позвоночнике и скачущее давление. А для некоторых поход на ипподром или в манеж сродни визиту к психотерапевту — повышаются жизненный тонус, работоспособность и настроение. Люди, по-настоящему увлекающиеся верховой ездой, открывают для себя все новые возможности. Например, сегодня доступны такие виды развлечений, как конная псовая охота и конный туризм.
Возрастных ограничений для занятий верховой ездой не существует — вы можете начать этим заниматься и в десять, и в шестьдесят. Мало того, в профессиональном конном спорте известны случаи, когда люди весьма преклонного возраста добивались на лошадях поистине всемирного успеха. В книге Г. Л. Рыбина и Н. Г. Свешникова «О русской школе верховой езды» приводятся такие факты: «Крэк-мастер мирового класса по выездке господин Сен-Сир последний раз участвовал в Олимпийских играх в возрасте 80 лет. Лорна Джонсон (выездка), выступавшая за сборную Великобритании на Олимпийских играх 1968 года в Мехико, отметила там свое семидесятилетие».
Нам также важна была информация о том, что у детей оптимальный возраст для начала занятий верховой ездой - 10-12 лет (совсем маленьким может просто не хватить физических сил). Впрочем, приучать детей к лошади можно и раньше — для этого подходят пони или клиперы (лошадки ростом не выше 145 см).
Просмотрев и уточнив информацию о видах конного спорта, узнали, что классическими видами конного спорта являются выездка (высшая школа верховой езды, Dressage), конкур (преодоление препятствий, Show Jumping) и троеборье (Millitary, Three day event). Другие дисциплины включают в себя конные пробеги на лошадях, скоростные или дистанционные, соревнования на упряжках. Для улучшения хода, выработки резвости среди рысаков всегда проводили соревнования, или испытания, как говорят конники. Состязались вначале поодиночке, с «поддужными» лошадьми под всадниками (поддужная скакала рядом с дугой рысака, чтобы побуждать его азартнее бежать, — своим присутствием она вносила дух состязательности). Впоследствии появились ипподромы со специальными дорожками в виде параллельных прямых, по которым одновременно бежали уже две-три лошади. Позднее в заезде стало участвовать ещё большее количество лошадей и бежали они по эллипсовидному кругу.
В ходе сбора информация мы узнали много интересных фактов о мире конного спорта со слов нашего дедушки, Виктора Петровича, также просмотрев и изучив собранную им литературу и наблюдая, конечно, за лошадьми в нашей семейной конюшне.
2 этап. Основной.
Основной этап работы над проектом включал в себя непосредственное наблюдение за лошадьми – на прогулке, в конюшне, во время кормления, ухода (см. приложение).
Смыслом жизни нашего отца, дедушки Виктора Петровича Леонтьева, стал конный спорт, которым он увлекся ещё в семилетнем возрасте. М.М. Козлов, автор книги «Белена сладкая», пишет «… если разговор заходит о Леонтьеве, невольно вспоминаю его летящим, оторванным от седла, всем телом прижавшимся к гриве скакуна, а потом, уже на финише, широко улыбающимся». Дело всей своей жизни, свою любовь к лошадям глава большой семьи предал сыновьям, а потом и внукам. Младшему сыну уже в четырехлетнем возрасте была подарена пони, «Ласточка», и с тех пор Алесей с коней уже не слезал. Разве не удивительно, что в возрасте уже восьми лет, на конных скачках в г. Нижнекамске Алексей Леонтьев, уже твердо став на путь отца, занимает первое место и выигрывает автомобиль «Ока»?
Многочисленные грамоты, кубки, медали, гордо выставленные в большом и уютном доме нашего дедушки, ещё раз доказывают превосходство огромной привязанности к лошадям, конному спорту, трудолюбия, терпения, упорства в нелегком деле выращивания скаковых лошадей.
Данный эта включал в себя и совместную практическую трудовую деятельность взрослого и ребенка- совместное кормление лошадей (подсыпка зерна в кормушку, «угощение» морковью). При необходимом соблюдении безопасности, проводилось катание ребенка (Даши) на пони.
«Вырастай поскорей!»
Лето в деревне. Ко мне со всех ног
Скачет по лугу конёк-стригунок.
Хлеб протяну на ладони ему,
Тонкую шею легко обниму
И прошепчу: – Вырастай поскорей!
Станешь ты лучшим из наших коней!
Будем так быстро по полю скакать,
Что даже ветер не сможет догнать!
(Н. Агошкова)
3 этап. Заключительный.
На данном этапе подводились выводы по работе над проектом, подготовка презентации, а также защита проекта.
Выводом нашей работы в рамках проекта, стало наше убеждение в том, что человека и лошадь связывают крепкие узы. И независимо от того, какими темпами будут развиваться наука и техника, человек всегда будет нуждаться в лошади.
Мир лошадей разнообразен. Наблюдать за ними интересно и познавательно. Общение с этим животным каждый раз дает какие-то новые знания и эмоции.
Успех лошади в скачках зависит от усилий многих людей - тренера, жокея, конюха, владельца. Но главное закладывается в тот период, когда тренер без насилия и злобы старательно и терпеливо делает из жеребенка помощника и друга человека – прекрасную, выученную и послушную скаковую лошадь.
Люди по-разному относятся к верховой езде и конному спорту в целом. Для одних верховая езда — вопрос престижа. Для других - способ поправить физическое и душевное здоровье. А для нашей семьи - дело всей жизни.
Источники информации:
1. Козлов М.М. Белена сладкая: Очерки, зарисовки.- Ижевск: Удмуртия, 2010.- 176 с.:вкл.
2. Конный спорт: от основания до современности. Автор не указан. https://vetugolok.ru/skot/loshadi/ezda/konniy-sport.html.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Конный_спорт. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
4. http://www.prokoni.ru/Популяризация конного спорта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Верхнеигринский детский сад»
ПРОЕКТ
Роль пальчикового театра в развитии ребёнка
Автор проекта: воспитатель Городскова Анна Изосимовна
По доминирующей деятельности: познавательно-творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей старшей группы
По продолжительности: долгосрочный (1 учебный год)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Проблема
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно.
С раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, восприятию окружающего мира и его познания, важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала недостаточный уровень речевого развития у детей старшей группы. Высокий уровень: 17.8%, низкий уровень: 23%. Дети не могут составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя.
Таким образом, выявилась проблема: развитие речи детей старшей группы не соответствует возрасту.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.
Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Актуальность
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы не только на приобретение знаний, но и на развитие личности, на усвоение ребенком способов познания окружающего мира и ориентации в социуме. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру. Уточним, что в условиях реализации ФГОС ДО, обучение детей производится в игре, так как игра является ведущей деятельностью и составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста.
Игра, фантазирование, сочинительство - всё это может дать театрализованная деятельность, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Как воспитать активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом, прогнозировать возможные последствия своих поступков? Несомненно, всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста возможно через приобщение к миру театра. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Это средство гармоничного воспитания детей в детском саду.
Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие педагоги, дети, родители и специалисты ДОУ.
Цель проекта: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра.
Задачи:
Обучающие:
- Дать представление о пальчиковом театре, расширить кругозор детей;
- Активизировать словарь детей;
- Формировать представление о различных видах театра.
Развивающие:
- Развивать речь детей, координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук;
- Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки;
- Способствовать развитию устной речи, путём движения пальцев рук;
- Способствовать развитию воображения, мышления с помощью игр и пальчикового театра;
- Сформировать у детей умение передавать характер персонажей с помощью своей мимики, эмоций, жестов.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и бережного отношения к окружающему миру через сказки.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. У детей разовьется моторика пальцев рук, мимика, внимание, память, воображение, речь;
2. Дети будут интересоваться пальчиковым театром;
3. Увеличится словарный запас детей, речь будет более эмоциональна и выразительна;
- Повысится интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
- Обогатится игровой опыт детей.
Родители:
1. Родители станут единомышленниками с воспитателями по использованию пальчикового театра в работе с детьми;
2. Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома;
3. Повысится активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к инсценировкам, изготовление, вязание пальчиковых кукол, костюмов; детско-родительские отношения оптимизируются, улучшится качество воспитательного-образовательного процесса).
Воспитатели:
- Улучшится качество воспитательного-образовательного процесса;
- Накопится материал для дальнейшей работы по данной тематике.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап – подготовительный (сентябрь- октябрь)
- Провести ознакомительные беседы с детьми «Мир театра», «Пальчиковый театр»;
- Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, оформление комплекса речевых, пальчиковых игр;
- Подготовка оборудования для реализации данного проекта.
Второй этап – основной (ноябрь- март)
Взаимодействие с детьми
- Беседы с детьми: "Что такое театр?", «Мои любимые сказочные герои»;
- «Теремок», «Играем в театр», «Стоит в поле теремок»;
- Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
- Пальчиковые, речевые, подвижные игры;
- Чтение русских – народных, удмуртских народных сказок: «Колобок» в обработке К. Ушинского, «Волк и козлята» в обработке А. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» в обработке М. Боголюбовой, «Гуси-лебеди» в обработке А. Толстого, в обработке А. Афанасьева, «Снегурочка и лиса» в обработке М Булатова, «У страха глаза велики» в обработке М. Серовой, «Теремок» в обработке Е. Чарушина, «Рукавичка», «Коза-дереза» - в обработке Е. Благининой (украинская сказка).
- Игры – имитации;
- Показ театра детям ( по сказкам «Репка», «Теремок»);
- Рассматривание иллюстраций к сказкам. («Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка»).
- Дидактические игры «Расскажи о картинке», «Что изменилось»;
- Мимические этюды (Этюд на проявление эмоций);
- Драматизация сказки «Теремок».
Взаимодействие с родителями
- Организация консультаций для родителей «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 5-6 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра»;
- Помощь родителей (совместная деятельность с детьми) в изготовлении атрибутики для пальчикового театра;
3. Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.
Третий этап – заключительный
- Открытый просмотр инсценировки русской народной сказки с участием детей для воспитанников младшей группы.
- Показ детьми сказки «Теремок» с использованием пальчиковых кукол.
- Обобщить опыт работы на итоговом педагогическом совете.
План реализации проекта по месяцам
Этапы работы
Содержание работы
Задачи
I Этап
сентябрь
1.Изучение и подбор литературы
2.Составление перспективного планирования 3.Социальное партнерство 4.Самостоятельная деятельность детей.
II Этап
октябрь
Словесная.игра «Эхо»
Менять интонационную окраску при повторении текста
Беседа «Что такое театр»
Активизация словаря(театр, зритель, сцена, афиша, спектакль)
Проговаривание скороговорок, чистоговорок
Совершенствовать чистоту произношения.
Кукольный театр
Познакомить с новой сказкой, порадовать детей.
«Покажи-узнай»
Формировать умение жестами, позами движениями показывать предложенного героя.
«Жадный пес»
Развивать умение с помощью мимики и жестов показывать черты характера (жадность)
ноябрь
Игра в спектакль
Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Приобщать детей к драматизации.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
Совершенствовать чистоту произношения.
«Любимые забавы»
Создать атмосферу волшебства. Формировать умение придумывать игровые ситуации.
декабрь
Игра «Будь внимателен»
Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы
Театральный этюд «Как медведя рассмешить»
Развивать речевые способности, умение выразительно исполнять роли.
«Сказка из сундучка»
Познакомить с новой сказкой.
Побудить желание обыгрывать понравившуюся сказку, выразительно двигаться.
январь
Игра « Изобрази»
Развивать пластику ,умение показать предложенное действие.
Игра «Страшный зверь»
Формировать умение с помощью мимики и жестов показывать черты характера и поведение персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный)
Игра в театр «Репка»
(на удмуртском языке)
Формировать умение действовать
фигурками, проговаривать ролевой текст.
Игра «Слушай хлопки»
Развивать активное внимание.
февраль
Пальчиковая игра «Теремок»
Развивать умение чистого, правильного словопроизношения.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
Развивать силу голоса, дикцию.
Игра в театр
Формировать умение действовать
фигурками, проговаривать ролевой текст.
март
Развлекательный досуг
Воспитывать интерес и любовь к сказкам, театрализованной деятельности, пальчиковому театру. Порадовать детей.
III Этап
Апрель
Обобщение опыта. Педсовет.
Пальчиковый кукольный театр способствует всестороннему развитию и воспитанию ребёнка: обогащает словарный запас, развивает речь, сенсомоторику, логику, мышление и творческие способности. Занятия помогают ребятам раскрыться, творчески самореализоваться, преодолевать комплексы, выявлять свои лучшие качества, учиться сочувствовать и сопереживать, выражать свои эмоции.
Цель занятий - развитие творческой самостоятельности, воспитание любви к театральной деятельности.
В ходе осуществления основного этапа, образовательно- воспитательная деятельность педагогов была направлена на:
- Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для её проведения;
- Закрепление представлений об окружающих предметах; развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам;
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях;
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
- умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;
- Развитие желания выступать перед детьми разных групп детского сада, сотрудниками, родителями.
Отметим, что театральный реквизит был изготовлен родителями (см. приложение). С одной стороны, у детей формируется активная созидательная позиция, с другой - у родителей формируется потребность к совместной деятельности с детьми. А в целом, и это немаловажный фактор, работа в этой области направлена на объединение детей и родителей, на тесный контакт педагогов с семьями воспитанников.
При взаимодействии с родителями проявилась:
- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);
- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Дети и театр - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по развитию всесторонней личности ребенка посредством театрализованной деятельности, можно связать со всеми видами деятельности в детском саду, а именно:
o Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности;
o организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, праздников на материале театрализации;
o широкое использование театрализованной деятельности в повседневной жизни и на специально организованной деятельности;
o включение театра в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве игры;
o использование отрывков из спектаклей в образовательной области «Познавательное развитие»;
o включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель»(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать «спасибо» артистам).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила, тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Во время инсценировок различных сказок при помощи фигурок пальчикового театра воспитателями был сделан вывод, что данная театрализованная деятельность способствует:
-развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
-развивается способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить " выступление" своего героя;
-заучивая реплики героев, ребенок тренирует память и речь;
-театральные постановки развивают фантазию и воображение;
-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
-развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
-развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Отмечена также ещё одна положительная сторона пальчикового театра.
Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей). С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство детей с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением), которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях.
2 этап. Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков.
3 этап. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
4 этап. Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять, опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка.
5 этап. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации- все это также способствует развитию речи детей.
Продукт проекта
Пальчиковые вязаные куклы, атрибуты для театрализованной деятельности (см. приложение), методическая литература и другие источники информации.
Результат проекта
О результативности педагогической деятельности по развитию речи детей посредством пальчикового театра свидетельствуют данные диагностики (см. приложение 1). По данным диагностики выяснилось, что появилась положительная динамика развития речи детей.
Рефлексия
В образовательной программе «От рождения до школы», прописано: «Образовательная среда должна обеспечивать…возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком,.. конструированием, актёрским мастерством..».
Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
Вязаный пальчиковый театр, один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Куклы получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Могут использоваться во всех возрастных группах детского сада.
Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей..» (Б. М. Теплов).
ЛИТЕРАТУРА
- Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2011. - №11. –С.12-15.
- Лыкова И.А. «Театр на пальчиках», ООО Издательский дом « Цветной мир», 2013г.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-Синтез, 2017. -352 с.
- Стародубцева Н.А. Развитие речи ребёнка. Практические советы педагога. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.
Приложение
Игра «Рассмеши принцессу- несмеяну»
Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.
Игра «Удиви мышку»
Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.
Игра «Сочини предложение»
Цель игры: усвоение пространственных терминов.
В игре «Придумай предложение или рассказ» ведущий предлагает пару слов, например, «внизу» и «вверху». Ребенок составляет предложение или короткий рассказ с этими словами.
Игра «Покажи -узнай» (Жесты, поза движения)
«Отгадай, кто я, что я делаю»
— Сесть, как королева;
как провинившейся малыш;
как пчелка на цветок.
— пройдемся, как артисты балета;
как манекенщица;
как больной человек;
как старый человек;
— попрыгаем через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Изобрази:
— вдеть нитку в иголку,
— пришить пуговицу,
— подбросить и поймать мяч,
— наколоть дров,
— обстругать доску,
— заточить карандаш,
— остричь ногти,
— перенести предмет с одного места на другое,
— развернуть и сложить газету,
— несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
— понюхать яблоко, апельсин.