ОБНОВЛЕНИЕ: Послание апостола Павла к Галатам
(перевод с древнегреческого - И.М.Носов), (изд.Stuttgart, 1984)
Павел, посланник, и все которые со мной братья — не от людей, не через человека, но через Иисуса Христа от Бога Отца, поднявшего Его из мертвых — собраниям Галатии: вам благой дар и покой от нашего Бога Отца и Господа Иисуса Христа, отдавшего себя за бестолковость нашу, чтобы от установившегося лукавого века нас отнять по воле нашего Бога Отца — Ему слава во веки веков! Аминь.
Удивляюсь, что так быстро от Христа, вас с благим даром призвавшего, вы предаетесь иной «благой вести», и не иначе, как есть кто-то колеблющий вас, желая Благую весть Христа извратить; однако, для нас если и вестник с Небес принесет вам Благую весть с прибавлением к тому, что принесли мы — пусть будет отвержен; и как прежде сказали, и вот я снова говорю — кто принесет вам Благую весть с прибавлением к тому, что вы приняли — будет отвержен.
Я убеждаю человеком или Богом? Людям стараюсь угодить? Если бы я угождал людям — не был раб Христа, и вас, братья, извещаю: возглашенная мной Благая весть в согласии не с человеком, ее я не от человека получил, научен не был, она — через откровение Иисуса Христа. И вы слышали о роде моего поведения тогда, в иудаизме. Я Собрание Бога с избытком гнал и его разорял, и будучи чрезмерным ревнителем моих отеческих преданий, в иудаизме преуспевал более многих сверстников в моем народе, но когда Бог, меня от чрева матери моей определив и по своему благому дару призвав, через меня благоволил открыть своего Сына, чтобы я нес Благую весть о Нем среди народов — я не положился сразу на плоть и кровь и не пошел в Иерусалим к посланникам прежде меня, но пошел в Аравию, а потом снова вернулся в Дамаск. Затем через три года пошел в Иерусалим расспросить Кифу и на пятнадцать дней у него остался, и других посланников не видел, только брата Господа Иакова. То, что пишу вам, вот перед Богом — не лгу. Затем я пошел в области Сирии и Киликии, а перед лицом собраний во Христе в Иудее был неведом, только были слышавшие, что «когда-то гнавший нас теперь несет благую весть о вере, которую когда-то разорял» — и за меня воздавали славу Богу.
(II) Затем через четырнадцать лет взяв с собой Тита, с Варнавой я снова пошел в Иерусалим, пошел по откровению и Благую весть, возглашаемою мной среди народов, там представил, и наедине — «понимающим», не вотще ли иду или шел; и Тит, который был со мной, будучи эллином, к обрезанию все-таки не принуждался даже ради пришельцев-лжебратий, которые за нашим освобождением, которое у нас в Христе Иисусе, проникли понаблюдать — чтобы обратить нас в рабство; однако, подчинению им мы и на час место не дали, чтобы истина Благой вести осталась у вас.
И то, что от «понимающих», каковые тогда были, ничего лучшего мне не дало — Бог смотрит не на лицо человека, и «понимающие» мне ничего не прибавили; но со своей стороны увидев, что относительно Благой вести среди обрезанию чуждых я облекся доверием так же, как Петр среди обрезанных, и Ставший действовать Петром в апостольстве среди обрезанных стал действовать и мной среди народов — Иаков, Кифа, Иоанн — столпы среди «понимающих», данный мне благой дар узнав, мне и Варнаве подали десницу для общения — чтобы мы (были) для народов; они — для обрезанных, только чтобы мы помнили о нищих (в Иерусалиме) — что я и потщился сделать.
Однако, когда Кифа пришел в Антиохию, в лицо ему я противостал — раз он стал сомневаться. Ведь прежде, чем неким придти от Иакова, он питался с теми, кто от народов, а когда пришли они — стал отходить и себя отделять, боясь тех, кто от обрезания; и с ним притворялись прочие иудеи, так что с ними даже Варнава увлечен был притворством; и когда я увидел, что при истине Благой вести они все-таки не идут прямым путем, я сказал Кифе перед всеми: «Если ты, иудеем будучи, живешь как народы, не по-иудейски, зачем принуждаешь иудействовать народы — раз мы, естеством иудеи, не бестолковые из народов, узнав, что человек не оправдается делами Закона, а только через веру в Иисуса Христа, мы — потому что делами Закона не оправдается никакая плоть — веру возложили на Иисуса Христа, чтобы оправдаться верой в Христа, а не делами Закона! И что же — ища правду в Христе, мы обрели себя бестолковыми, и Христос — бестолковости слуга? Да не будет. Если то, что разрушил, это я снова считаю нужным — я делаю себя преступником. Я распялся с Христом и по Закону для Закона мертв — чтобы живым быть для Бога. Теперь живу не я, живет во мне Христос; теперь что живет во плоти, живет для веры в Сына Бога, меня возлюбившего и вместо меня отдавшего себя. Я благим даром Бога не пренебрегаю — если праведность через Закон, значит Христос умер зря!»
(III) О, непонятливые галаты! Кто вас очаровал? Что Христос Иисус, на глазах распинаясь, назначил вам? От вас хочу, чтобы этому научились: вы приняли Дух от дел Закона или от услышания о вере? Так вы непонятливы? Начав Духом, теперь заканчиваете плотью? Так пострадали напрасно? — Может, и напрасно. Вам помогающий и в вас действующий силами Дух — от дел Закона или от услышания о вере? Как Авраам «поверил Богу, и засчиталось ему в праведность»? Значит, знаете — сын Авраама, кто от веры, и Писание, прозрев, что народы Бог оправдывает от веры, Аврааму заранее благовествовало — «в тебе благословятся все народы»; и кто от веры, вместе с верным Авраамом благословен, кто от дел Закона — под проклятьем, написано — «проклят каждый, не остающийся во всем, написанном в Книге Закона, чтобы это сделать»; и очевидно, от Закона у Бога не оправдан никто — «праведный от веры жив будет», а Закон не от веры, но «сделавший это от этого жив будет» — чтобы благословению Авраама для народов быть в Христе Иисусе, и за веру мы получили обетование Духа, а от проклятья Закона Христос нас избавил, проклятье получив вместо нас — написано, «проклят каждый, висящий на древе».
Говорю, братья, и по человеческому (разумению): утвержденным завещанием и человека никто не пренебрегает и не перезаключает, и Аврааму и его потомству сказаны обетования, и говорится не как о многих «потомках», но как об одном — «и Потомку твоему». Он есть Христос, и что я говорю: Закон, став после четырехсот тридцати лет, ранее утвержденный Богом Завет не отменяет — (конечно, и) с упразднением обетования, ведь если наследство по закону — уже не по обетованию, а Авраама Бог по обетованию одарил. Тогда зачем Закон? — До тех пор, пока не придет Потомок, о котором возвещано, он был приложен из-за преступлений, через небесных вестников от руки посредника установясь — а Единому не нужен посредник, и вот — Бог пребывает один.
Закон не против обетований Бога — да не будет, однако, Закон мог бы подавать жизнь, если бы от Закона была праведность, но Писание только всех связало бестолковостью — чтобы обетование исполнилось за веру для верящих в Иисуса Христа. Законом мы охранялись, став связанными до прихода веры; Закон стал нашим воспитателем ради Христа, ради откровения грядущей веры, чтобы мы оправдались от веры, и когда вера пришла, мы уже не под воспитателем, но через веру в Иисуса Христа все вы — сыновья Бога; кто омыт для Христа — облекся в Христа, и нет никакого эллина, иудея, раба, свободного, мужского, женского; вы все в Иисусе Христе — одно, и если вы — Христа, значит, потомство Авраама и по обетованию наследники.
(IV) Я говорю — на время, пока наследник — младенец, он ни в чем не лучше раба, и будучи господином всех, пребывает, однако, под наставником и ключником до срока, назначенного отцом. Так и мы, пока были младенцы, были порабощены стихиям мира, но когда исполнилось время, Бог послал своего Сына, быть ставшего от жены, чтобы тех, кто под Законом, избавить, и мы получили бы усыновление. И раз вы — сыновья, Бог в наши сердца послал Дух своего Сына, восклицающего — «Авва, Отче!» Так что ты уже не раб, но сын, а если сын, значит, благодаря Богу, наследник.
Некогда не узнав Бога, вы поработились «богам», в природе не существующим, а теперь, Бога узнав, и главное, став Богом узнанными, зачем снова обращаетесь на слабости и тщеты стихий, снова-заново хотите им служить, и бдите за днями, месяцами, сроками, годами? За вас боюсь, не напрасно ли я ради вас потрудился. Станьте как я — и я, братья, как вы, и за вас молюсь — со мной вы ни в чем не поступили плохо. Знаете, что вам принес Благую весть, сначала преодолевая слабость в плоти — однако, из-за моей плоти ваше испытание вы не уничижили и не отмахнулись, и приняли меня как вестника Бога, как Иисуса Христа.
Итак, где ваша безмятежность? За вас ручаюсь, если бы можно было, вы ваши очи, изъяв, отдали бы мне — так почему я, говоря вам истину, оказался вашим врагом? Они устремлены к вам не по-доброму, но хотят вас отъять, чтобы вы к ним стремились — однако, хорошо стремиться к добру всегда, не только тогда, когда я к вам пришел. Чада мои, из-за которых я снова в муках рождения до поры, пока не получится в вас образ Христа! Вот я бы хотел к вам прибыть и тон мой изменить, потому что из-за вас я в недоумении: скажите мне вы, хотящие быть под Законом — вы не слышите Закон?
Написано, Авраам имел двух сыновей — одного от служанки и одного от свободной, однако, по обетованию только от свободной, а кто от служанки, родился по плоти. Это — иносказание, ведь и самих Заветов два: первый от горы Синай, рождающий для порабощения, это — Агарь, и теперь Агарь, гора Синай в Аравии, соответствует Иерусалиму, раз он со своими чадами порабощен, а свободный — Иерусалим свыше, (греч.) она — наша мать, и написано: «Бесплодная и нерождающая, ликуй, разорви узы и возопи не в муках рождения, потому что у оставленной — многие чада, больше, чем у имеющей мужа». Вы, братья — чада обетования по Исааку; однако, как тогда тот, кто родился по плоти, преследовал того, кто по духу, так и теперь, но что говорит Писание? — «Изгнал он служанку и сына ее. С сыном свободной наследником сын служанки не будет». И вот мы, братья, не чада служанки, но — свободной, (V) для свободы нас освободил Христос, и стойте твердо, и не захватывайтесь снова упряжкой порабощения — я, Павел, вам говорю — если будете обрезываться, не принесет вам никакой пользы Христос; и ручаюсь каждому, снова обрезывающемуся человеку, он — должник полностью исполнить Закон, и кто из вас оправдывается от Закона, значит, отпал от благого дара и упразднен для Христа, а у нас надежда на праведность в Духе от веры, в Иисусе Христе нет никакой силы от обрезания или от необрезанности, но — от веры, действующей через любовь.
Вы шли хорошо. Кто вас запнул, что не убеждаетесь истиной? Это убеждение не от Призвавшего вас — а ведь немного закваски квасит весь замес. Относительно вас я в Господе убежден, вы не помыслите ничего иного, а колеблющий вас понесет осуждение, кто бы он не был. Братья, если я проповедую и обрезание, тогда преследуюсь за что? Скандал относительно Креста упразднен — на пользу пошло бы вас будоражащим и отсечение. Вы, братья, призвались к свободе, свобода — без побуждения от плоти, вы служите друг другу ради любви, весь Закон исполняется в одном этом слове: «Будешь любить того, кто рядом, так, как себя» — а если угрызаете и съедаете друг друга, смотрите, чтобы друг другом не поглотиться.
Я говорю, чтобы не делали вы, что хотели, но поступайте в Духе, а желания плоти не исполняйте. Плоть желает против Духа, Дух против плоти, они друг другу противоречат — а ведомы вы Духом, если не под Законом. Дела плоти понятны — блуд, нечистота, неукротимость, служение истуканам, знахарство, вражда, распри, ревность, ярость, сварливость, разногласия, предвзятость, зависть, пьянство, сборища и подобное этому, о чем вас, как уже предупредил, так и предупреждаю: это делающие во владение царствованием Бога не вступают. Плод Духа — любовь, радость, покой, великодушие, милость, благость, вера, кротость, воздержание — на таких нет Закона. Те, кто Христа Иисуса, плоть вместе с вожделениями и страданиями распял; если следуем Духу и живем Духом, тщеславными, друг другу завидующими, вызывающими других не будем.
(VI) Братья, если некое прегрешение человека и одолеет, вы, духовные, это в духе кротости исправляйте — смотря на себя, чтобы не стал испытан и ты. Несите тяготы друг друга — так вы исполните закон Христа. Кто понимает себе быть чем, ничем будучи — себя сам обольщает. Пусть каждый проверяет дело свое — одобрение он получит только за себя, не за другого, каждый свою ношу несет.
Пусть наставляемый в учении сообщается с наставляющим в любом благе, и не обманывайте себя, Бога не обведешь вокруг пальца, что человек сеет — это будет пожинать. Сеющий в свою плоть — от плоти будет пожинать тление, сеющий в Дух — от Духа будет пожинать вечную жизнь. Делая добро, слабеть не будем — не распускаясь, в свой срок будем пожинать, и значит, пока у нас есть время, будем делать добро всем, особенно по вере родным.
Смотрите, сколько письмен написал вам моей рукой. Вас принуждает делать обрезание тот, кто не хочет быть гонимым за Крест Христа, но благообразия добиться в плоти. Сами обрезывающиеся не соблюдают Закон, но хотят, чтобы вы обрезывались, чтобы получить одобрение за вашу плоть, а мне похвалы пусть не будет — только от Креста Господа нашего Иисуса Христа; через Него я распят для мира, а мир — для меня; никакого обрезания или необрезанности не существует, но есть новое творение и все, кто будет следовать этому установлению — милость и покой им и Израилю Бога! Впредь никто труд мне пусть не добавляет, я на моем теле раны Иисуса несу. Братья, благой дар Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим! Аминь.