Люблю я порой написать что-то разоблачительное. Особенно на святую тему "Ах, это непревзойденное советское образование!" Нет, ничего не скажу, было оно не в пример логичней и физиологичней, чем нынешнее, но и маразмы и идиотизмы колосились, как образцовая пшеница на ВДНХ в павильоне "Растениеводство".
Кто схватился за сердце (вариант - за топор) - поспешу сообщить, что над идиотизмами образования ехидничал даже "Крокодил", а ему, как органу "Правды", было видней. Вот его ("Крокодила") мы с вами и почитаем нынче.
В конце 1962 года вышла в журнале такая прекрасная заметка "Бежин луг" и эстетические задатки".
Давайте поздравим друг друга, дорогие друзья и товарищи! Возрадуемся и возликуем! Пришел конец сомнениям, терзаниям и безуспешным поискам.
Отныне точно известно, как надо преподавать родную литературу. Вопрос не сходил с повестки дня десятилетиями. Какие мощные дискуссии проводились! Сколько критических копий сломано! А решение — вот оно, рядом, простое, как все гениальное: Методист есть и останется полпредом литературы при учениках и советником при учителе.
"Крокодил", 1962г.
Это так про миссию методиста писал некто Спивак И.Т. наваявший потрясающее произведение больной методической мысли «Анализ художественного произведения в школе".
Я знаю, ко мне порой забредают на огонёк преподаватели литературы. Так вот, коллеги - замрите в благоговейном восторге - на изучение "Бежина луга" методист выделил аж 9 уроков! Оцените, как глубоко можно прочувствовать, вчитаться в гениальные строки! А, нет, стоп. Вчитываться не надо: товарищ Спивак говорит: "Незачем насиловать таким заданием психику шестиклассников". Куда полезнее устроить, например, суд над одним из героев рассказа — Илюшей. Тут масса замечательных возможностей! Пионер-Прокурор выступит с речью о вреде суеверий. Пионер-защитник переложит всю ответственность на забитость сознания тургеневских мальчиков и на помещиков-крепостников. Малолетний свидетель Алеша Пешков сообщит, что ему лично известно о домовых (со слов бабушки). В конце концов Илюша будет оправдан и взят пионеротрядом на поруки. Впрочем, не будем забегать вперед.
Итак, УРОК ПЕРВЫЙ.
Вообще, надо сказать, гениальный Спивак прозревал будущее: вместо собственно изучения биографии Тургенева он предлагал разбить класс на группы, группам назначить главного, зачитать вопросы и раздать листочки с оными.
Как расправилась бабушка Тургенева с неугодившим ей слугой?
Против чего поклялся молодой Тургенев бороться всю жизнь?
Доказывает ли рассказ «Муму», что Тургенев хорошо выполнял свою клятву?..
Когда класс заслушает коллективно составленные ответы, надо потребовать от старост группы списки участников. Для учета. В целях итоговой оценки работы на уроке.
Ну просто прелесть же! (Содрогаюсь). Нынешние методисты (зуб даю, коллеги, вот только курсы проходила!) - настаивают, что нынче учитель лишь тьютор при ученике, самостоятельно добывающем знания. Что-то Спивак чуял, ой, чуял...
Впрочем, теперь можно и почитать старика Тургенева. Но - методически правильно: чтение надо оборвать на словах "Я решился подойти к огонькам...». И вот тут-то самое время крепко ударить по глаголам - со всей силой методической мысли!!!
Каким глаголом обозначено движение охотника до угла леса?
Каким словом обозначен переход через кусты, которые охотник принял за парахинские?
Каким глаголом обозначено дальнейшее движение по полю?.
Назначение этих вопросов — внушить школьникам, что Тургенев пользуется глаголами-синонимами не как попало, а с учетом обстановки.
Дальше идет время вопросов и цитат. Не читавшие (то бишь не изнасилованные излишним знанием шестиклассники) должны каким-то макаром притащить на урок ПЛАКАТИКИ!!! С ЦИТАТАМИ!!!
По мере ответов учитель будет прикалывать плакатики с нужными ответами один под другим. Получится столбик выписок с ярко выделенными глаголами. (Эх, ничего Спивак не написал про изучение "Войны и мира" - вот где можно разгуляться!).
Всё, после этого можно разрешить ученикам вдоволь напиться из чистого источника русского слова, то бишь - задать дочитать рассказ до конца. И - в тайне ото всех приготовить"имитацию разговоров у костра".
УРОК ВТОРОЙ особой оригинальностью не блещет - ну, фронтальный опрос, ну - имитация разговора у костра, то есть инсценировка. В одной школе так прониклись Тургеневым, что даже котелок с картошкой принесли, между прочим!
Главное, не забыть выяснить важнейшие нюансы:
За чем охотился Тургенев в описанный день?
Как звали собак, встречающихся в рассказе?..
ТРЕТИЙ УРОК
начинается беседой с учениками. По таким примерно вопросам:
Когда жили дети, образы которых нарисовал Тургенев в «Бежином луге»?
Кто из мальчиков на что был горазд?
Чем крестьянские дети особенно нравились Тургеневу — тем, что они много знали поверий, или чем другим?
Когда ученики во всем этом у вас на глазах разберутся, смело диктуйте им домашнее задание: перечитать еще раз, о чем рассказывают мальчики, и отделить в их рассказах быль от небылиц. Очень npocто!
Сорок пять минут вот такого опроса? Не помереть со скуки тут может только отъявленный... методист!
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК
тоже та ещё тягомотина:
Хотел ли писатель, чтобы читатели его рассказа сами поверили в домовых, русалок, леших и прочее, как верили в них герои «Бежина луга"? Как вы думаете?
Если ученики думают по-разному, надо провести соответствующую разъяснительную работу. И продиктовать задание на дом: — Соедините все разрозненные сведения о Павлуше. Проследите и объясните, когда и почему Тургенев называет этого мальчика то Павлушей, то Павлом. Все ясно?
И это тоже на 45 минут. КАК?!
ПЯТЫЙ УРОК
Всё, что ещё не домучено в образе Павлуши, необходимо домучить на пятом уроке.
Когда люди из былей выдумывают небылицы, то как это называется?
Почему сказано, что Павлуша был малый «неказистый»?
А отчего у него лицо рябое?..
Когда образ Павлуши будет таким путем основательно расчленен, самое время раздать ученикам чистые листы бумаги. Для составления маршрута Павлушиных блужданий. С особым выделением пути движения и остановок, кустов и холмов, лощин и долин, а также рощ и полей.
"Крокодил", 1962г.
Что ни урок - то методическая находка! Искра, буря, восторг! (Ирония).
ШЕСТОЙ УРОК
Посвящается надругательству над писателем Тургеневым. То есть, ой, проработке образа автора.
Перекрестным опросом надо установить ряд весьма существенных обстоятельств:
Кто в рассказе выступает в качестве охотника?
Только ли для того, чтобы настрелять много дичи, ходил этот охотник по лесам и лугам своей страны?..
Засим следует начертить маршрут скитаний охотника и отметить, что он не наобум действовал, а по соображению. Тогда образ классика прояснится полностью. Дались же методисту маршруты...
СЕДЬМОЙ УРОК
Готовясь дома к этому уроку, ученики должны найти в рассказе «Бежин луг» все картины природы и подобрать к ним наилучшие названия, выписав их по порядку номеров в тетради.
При классной проверке учитель чертит на доске рамку. (Зачем рамку?) И последовательно вписывает в нее одобренные им названия картин. Опять же с точной нумерацией. Заря занялась — номер первый. Восход солнца — номер второй. Июльский день — номер третий. Закат — номер четвертый. Вечерняя звезда — номер пятый... Итого четырнадцать номеров. Когда будете их разбирать, не забудьте подчеркнуть: картин утренних и дневных всего пять, а вечерних и ночных, вместе взятых, девять. Как после этого не полюбить родную литературу!
ВОСЬМОЙ УРОК отводится языку и композиции картин у Тургенева.
Тут главное — научить школьников переложению художественной композиции в план-чертеж. Воспетая Тургеневым русская природа выглядит в чертеже просто замечательно!
Признаться, планы и чертежи штука довольно полезная - дисциплинирует ум, учит анализу. Но к 8 уроку, боюсь, что учеников, равнодушных к творчеству великого русского писателя не останется. Возненавидят-с!
А ведь есть ещё
УРОК ДЕВЯТЫЙ, слава бо... эээ... слава КПСС, итоговый.
Его назначение — дать ученикам полное представление о композиции «Бежина луга», его теме и основной идее. Этой цели может лучше всего послужить заранее составленное учителем «литературное домино». Как им пользоваться? Учитель берет «домино» и раздает карточки примерно по одной на каждую парту, предварительно растасовав их на глазах учеников. Назвав получившего первую карточку, он предлагает ему начать игру, то есть прочитать левую половинку текста. Его сосед по парте читает другую, правую половинку. После первой карточки ученики сами должны соображать, кому «ходить»...
На этом можно бы поставить точку. Но надо все-таки сообщить, что подчеркнутое выше выписано из книги «Анализ художественного произведения в школе» дословно.
И в заключение "Крокодил" предоставил слово самому Ивану Трофимовичу Спиваку:
"Хочется надеяться, что предлагаемые нами система, содержание и характер работы над рассказом И. С Тургенева «Бежин луг» будут способствовать лучшему развитию как материалистического мировоззрения учащихся, так и их моральных и эстетических задатков".
"Что ж, если Министерство просвещения не возражает, пусть Иван Трофимович надеется" - ехидничает "Крокодил".
Спасибо, что вместе с "Умной Эльзой" прогулялись по "Бежину лугу" и выдержали 9 уроков методиста-вивисектора. Надеюсь, ваше мировоззрение, а также эстетические и моральные задатки не пострадали ;)) Отмечайте "нравится" - и больше читателей смогут улыбнуться)
#школа #школьное образование #уроки литературы #история образования
Возможно, вам будет интересно: