27 марта - 95 летие Мстислава Ростроповича. Среди многочисленных наград и званий великого музыканта значится и членство в римской Академии Санта Чечилия, что в переводе означает Святая Цецилия. В честь неё была названа и женщина, светлую память о которой Мстислав Леопольдович пронёс через всю свою жизнь.
За два года до смерти он посетил Осетию, где в Беслане передал деньги детям-инвалидам и открыл именные счета для сирот. Во Владикавказе с огромным букетом цветов он отправился на могилу Цецилии Джатиевой.
Это был март 2005г. Кладбищенская земля ещё не просохла, и Ростропович, по воспоминаниям провожатых, как был в дорогом длинном пальто, так и упал на мокрую глину.
Позже он скажет родственнице покойной Зарине Джатиевой:
" У нас с ней была такая любовь, такое нежное и чистое чувство... Но я вам про этого ничего говорить не буду. Знаю, что первой, кто встретит меня Там, будет Она..."
Кто же была та женщина, оставившая столь глубокий след в сердце Маэстро?
Цецилия, или, как называл её тогдашний студент Слава Ростропович, Иленька училась вместе с ним в Московской консерватории. Дело в том, что накануне войны здесь была открыта Северо-Осетинская оперная студия, куда обладательница меццо-сопрано и была направлена учиться вместе с 30-ью другими тщательно отобранными талантами.
Уже в юности Ростропович был большим ценителем женской красоты. Но у девушки из Осетии она ещё сочеталась со скромностью и целомудрием. К тому же от назойливых ухаживаний Цецилию охранял кузен Знаур, учившийся в Московском авиационном институте. Слава, подружившись с этим горячим кавказцем, пытался подобрать ключик и к сердцу его сестры. Позже Знаур Гассиев, сохранивший дружбу с великим музыкантом до конца жизни, будет утверждать, что кузина не ответила на чувства Ростроповича. А вот родная сестра красавицы Зарина свидетельствовала об обратном. Вот что она вспоминала позже:
"Она со мной особо не делилась: я всё же младше её на пять лет. Но что любила Ростроповича, - это точно."
Сестрицу это удивляло: виолончелист и в молодости среди красавцев не числился. Тем не менее чувства у молодых людей были взаимны.
Почему же дело не закончилось маршем Мендельсона? Ведь ничего не помешало осетинке Фаризет Хуцистова с курса Цецилии выйти замуж за другого музыкального гения - Эмиля Гилельса...
Поскольку на национальные различия при существовании такой общности как советский народ не принято было обращать внимание, причины скорее всего скрывались в другом.
Во-первых, у Цецилии был репрессирован отец. И это могло сказаться на карьере Ростроповича. В 1945 г. он победил на третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и со второго курса сразу перешёл на пятый. А в 1946 году уже поступил в аспирантуру.
Во-вторых, он жил в коммунальной квартире с сестрой и матерью, которая в ту пору ещё не готова была стать свекровью. Это спустя годы её Слава после 4-ёх дней знакомства с замужней Галиной Вишневской решительно объявит:
"Сейчас сюда придёт моя жена..."
Но тогда в 1946 г. молодые люди на этот шаг не отважились.
Ради справедливости, стоит отметить, что и мама девушки предпочла бы местного зятя, из осетин, потому что была очень привязана к дочке и не хотела, чтобы та уезжала далеко.
Как бы то ни было, закончив консерваторию с красным дипломом, Цецилия вернулась домой. Увы, оперного театра построить ещё не успели, так что начинающая певица выступала в концертах, а потом и вовсе ушла в драматическое искусство.
Сваты в её доме не переводились. Но Цецилия замуж не спешила. Ждала, что за ней приедет Ростропович? Этого мы никогда не узнаем. Хотя, наверное, и мог бы. Ведь Владикавказ был для него отнюдь не чужим. Сюда семья Ростроповичей переехала вскоре после рождения сына . Родители - музыканты были посланы в Осетию для укрепления Владикавказского симфонического оркестра кадрами.
Незадолго до смерти приехав во Владикавказ, маэстро скажет родственникам Цецилии:
"Этот воздух... Я так скучал по нему. Это воздух моего детства!"
Любопытные воспоминания оставила о Цецилии сестра Зарина Джатиева:
" Я так любила гулять с ней по улицам: казалось, и мне перепадёт частичка восхищения. Цецилия была не просто красивым экзотическим цветком. Когда она входила в комнату, всё словно освещалось".
По настоянию родственников Цецилия в конце концов приняла предложение руки и сердца от мужчины, который был чрезвычайно настойчив, вплоть до того, что грозился убить всякого, за кого она выйдет замуж. В браке родился сын Алан, но счастья это не принесло.
В 1960 г. в Москве проходила декада осетинского искусства и культуры. С театром приехала на гастроли и Цецилия, сохранившая девичью фамилию в память о репрессированном отце. Ростропович посещал её спектакли с огромными букетами. Они договорились встретиться в её номере гостиницы "Балчуг". Поскольку как кавказская женщина Цецилия Александровна не могла позволить себе остаться наедине с мужчиной, ей согласился составить компанию коллега Лев Хасиев, впоследствии директор Дома искусств во Владикавказе. Мстислав Леопольдович пришёл с роскошным букетом цветов, шикарной коробкой конфет и в сопровождении матушки Софьи Николаевны.
Лев Хасиев угощался конфетами, а гости уговаривали Цецилию перебраться в Москву. Позже Ростропович придёт провожать Цецилию на вокзал. Когда поезд "Москва- Владикавказ" тронется, женщина заплачет и скажет коллеге:
- "Я не вернусь в Москву. Они ни разу не спросили о моём сыне..."
Это была их последняя встреча.
Цецилия умрёт в 37 лет.
На гастролях у неё заболит зуб, но она не позволит его удалить, чтобы не портить улыбку. Видимо, во время лечения была занесена инфекция: женщина скончается через несколько дней.
Когда её сын вырастет, Ростропович навестит его и тоже позовёт в Москву, но юноша предпочтёт остаться на родине.
В 1974 году перед эмиграцией Мстислав Леопольдович приехал попрощаться с друзьями во Владикавказ и вместе с братом своей Иленьки Знауром посетил её могилу. По воспоминаниям родственников, из Москвы маэстро привёз огромный венок.
Цветы на нём очень долго не увядали потом.