Найти в Дзене
КиноРаритет

Как заядлый киноман переносит месяц отлучения от просмотра фильмов

Должен извиниться перед постоянными читателями, а особенно – перед подписчиками канала KinoRaritet – за своё месячное молчание. У меня есть уважительная причина – этот месяц я провёл «в местах не столь отдалённых». Обстоятельства и причины можно узнать на новом моём канале, который называется «Записки из российского спецприёмника». А здесь же поделюсь, каково для заядлого киномана, привыкшего в день смотреть как минимум по 2 фильма, провести 28 дней (и даже чуть больше) совсем без кинопросмотров.

Спойлер: перенести отсутсвие кинопросмотров мне помогли книги
Спойлер: перенести отсутсвие кинопросмотров мне помогли книги

По дороге из суда в Спецприёмник, где мне предстояло провести 4 недели, я, конечно, пытался представить, какие трудности ждут впереди. И невозможность смотреть кино было одной из них. Так оно и оказалось – экрана и движущихся по нему фигурок очень не доставало. Причём, я рад был бы экрану любого размера и готов был посмотреть кино даже с телефона (чего никогда не делал). Но – увы! – телефоны в Спецприёмнике доступны лишь на 15 минут в день (и без права входить в Интернет).

Автобиографию Стивена Фрая я начал читать в последний день отсидки, поэтому забрал её с собой (и чувствую, будто освободил её из плена и спас от неминуемого растерзания другими заключёнными)
Автобиографию Стивена Фрая я начал читать в последний день отсидки, поэтому забрал её с собой (и чувствую, будто освободил её из плена и спас от неминуемого растерзания другими заключёнными)

Голод по кинематографу удалось в какой-то мере утолять чтением книг. Благо, в детстве я был запойным книгочеем, и теперь, вспомнив былое, читал с утра до ночи, почти без перерыва. Читал много, быстро, по книге в день. И только под конец срока заметил, что читаю, в основном, книги, у которых есть экранизации. Судите сами: гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Обломов» Гончарова, «Казус Кукоцкого» Улицкой, «Автостопом по Галактике». Я прочитал впервые роман Вудхауса (а сериал про Дживса и Вустера едва ли не популярнее книг про эту сладкую парочку) и перечитал заново «Марсианские хроники» Брэдбери, некоторые главы из которых тоже имеют экранизации (лучшая из которых – советский мультфильм «Будет ласковый дождь»). Разве что рассказы Довлатова получили до обидного мало экранных воплощений (зато про самого писателя в последние годы наснимали уже несколько байопиков).

Один из лучших анимационных фильмов СССР был снят по одной из глав фантастической книги американца Рэя Бредбери
Один из лучших анимационных фильмов СССР был снят по одной из глав фантастической книги американца Рэя Бредбери

Я не специально выбирал для чтения экранизированные книги. Так уж получилось. Особо повлиять ассортимент и возможности-то у меня было немного – выбирать приходилось из того, что имелось в довольно скудной тюремной библиотечке, да из того, что сидельцам Спецприёмника присылалось с передачками. Впрочем, со временем в камере скопилось столько книг, что за месяц я их все перечитать так и не успел.

Когда в камере появилось с десяток номеров журнала «Дилетант», я первым делом «проглотил» страницы с рубрикой про кино – тамошние коротенькие обзоры исторических (в основном) фильмов. Следом были прочитаны статьи, связанные с кинематографом (например, о том, как Сталин вмешивался в съёмки фильма «Иван Грозный»).

В одном из номеров журнала  «Дилетант» есть интереснейший материал о том, как Сталин повлиял на фильм Эйзенштейна, а в другом - о в целом кинематографе сталинской эпохи
В одном из номеров журнала «Дилетант» есть интереснейший материал о том, как Сталин повлиял на фильм Эйзенштейна, а в другом - о в целом кинематографе сталинской эпохи

Ещё одним способом заглушить «ломку» от нехватки кино стало написание собственного сценария. А я, надо сказать, довольно давно этим не занимался. Сценарий сочинился, естественно, про тюрьму и несправедливые посадки. Жанр – абсурдистский фильм ужасов. А параллельно с этим зародилось ещё несколько идей той же тематики - документалки и игровой драмы.

Наконец, ближе к концу отмеренного мне судьёй срока, по ночам мне стали сниться фильмы – с развёрнутым сюжетом, с проработанной драматургией, с яркими персонажами и многословными диалогами. Хоть записывай их на бумагу и сразу – на съёмочную площадку! Один из них, возможно, позже перескажу.

Из-за дефицита бумаги в Спецприёмнике сценарий пришлось писать в блокноте для рисования
Из-за дефицита бумаги в Спецприёмнике сценарий пришлось писать в блокноте для рисования

Итак, по личному опыту киномана, лишённого на долгий срок возможности смотреть кино, имею сказать следующее: если ожидаете скорой посадки в СИЗО, Спецприёмник или в тюрьму, запасайтесь эмоциями от киносеансов загодя. И постарайтесь взять с собой в застенок побольше книг и чистой писчей бумаги (хотя, с этим в нынешнее время могут возникнуть проблемы).