Найти тему

Можно ли заставлять детей заниматься музыкой? Часть 1. Фортепианная

Здравствуйте, дорогие читатели! Бывает, родители не понимают, нужно ли заставлять своего ребёнка заниматься музыкой. Ведь порой кажется, если детей не заставлять, то они ничего и делать не будут.

Я поделюсь своей историей о том, как это происходило в моём детстве, как это влияло на моё поведение и мироощущение. Эту статью я пишу имея и свои некоторые вопросы, ответы на которые надеюсь найти в процессе набора текста.

Я родилась в семье музыкантов. И не просто музыкантов, а музыкантов-педагогов, причем потомственных. Помимо моих родителей, вся родня по папиной линии - дядя, тетя, бабушка и дедушка - педагоги-музыканты. И, казалось, ни у кого не возникало вопросов, кем я стану, когда вырасту (спойлер: см. название канала).

Я не помню свои первые занятия музыкой, потому что мне тогда было года 2, а то и меньше. Мама играла на баяне и пела со мной детские песенки про заек, гномиков и прочих существ. А папа, возьми и запиши это все на кассету (кажется, было именно так). Не помню самого процесса записи и пения, у меня сохранились воспоминания только от прослушивания той кассеты. Очень теплые воспоминания. Представляла, как я маленькая, сижу на полу и пою для мамы, а она с баяном на стуле сидит, такая спокойная и теплая. Я, правда, не знаю, сохранилась ли запись до наших дней.

А теперь, перенесёмся в события, где мне 5-6 лет. Я гостила у тети с бабушкой. Бабушка учила меня играть на фортепиано. Сопротивления занятиям особых не было, я бабушку слушалась, но сама играть пьесы не рвалась, разве только клацать по клавишам, ища что-то созвучное. Помню еще момент соревновательности. Бабушка преподавала фортепиано в музыкальной школе, в поселке, а тетя была там директором. И я ходила вместе с ними в музыкалку и, конечно, была одной из лучших бабушкиных учениц. Почему одной из? Потому что была еще одна девочка, моя ровесница, Женя. Косички, пышные банты, отутюженное платьице, кроткий взгляд. Ну, сразу видно, отличница. Мы часто выступали на сцене клуба (Дома культуры), в здании которого и находилась школа, и разок даже съездили на конкурс пианистов. И вот, представьте, Женя на сцене, играет свою пьесу, все слушают. И вдруг, она совершает ошибку. Просто, какой-то палец стукнул не по той клавише. Такой поворот удивил меня, но и заставил немного позлорадствовать. Через пару-тройку номеров выступаю я, и не делаю ни одной ошибки. О, как я хвасталась, что сыграла идеально, тем более, что "Женя-то окарала, а я нет". Бабушка и тетя меня похвалили.

В музыкалке я любила слушать старших учениц, которые играли красивые пьесы, как например, "К Элизе" Бетховена. Мне также нравилось слушать Вальс Свиридова в исполнении клубного оркестра, и я всегда получала кучу бегающих мурашек по коже, слушая, как со сцены поет моя двоюродная сестра.

Наступил школьный возраст. Было решено отдать меня в особую гимназию с музыкально-эстетическим уклоном. И ничего, что до нее добираться 40 с лишним минут на двух транспортах, зато там 6 дней в неделю учат и общеобразовательным предметам, и фортепиано, и сольфеджио, и хор там есть, и даже хореография!

Подъем в 6 утра, нужно успеть на первый урок к 8:00. Конечно, я очень уставала. Но для меня это было нормально, ведь я не знала, что можно по-другому. Помню, мне лет 9, прихожу зимой со школы с рюкзаком, набитым учебниками, и, успевая, разве что, разуться, плюхаюсь на кровать. А впереди еще уроки не сделанные, фортепианные пьесы не выученные, да ещё и мама просила убраться (вот сейчас-то и начнут звучать первые нотки сопротивления режиму, - уборкой я не занималась). Уроки я делала сама, мама или папа проверяли домашку, чтобы дать добро на чистовик. Что касается занятий на фортепиано - каждое произнесённое "садись заниматься" вызывало во мне неприятные отталкивающие чувства. Бывало, я и сама была готова сесть за инструмент, но принуждение родителя убивало всякое желание. Сами занятия, как правило, не доставляли мне негативных переживаний. Я как бы входила в состояние потока, и увлечённо работала над пьесами (конечно, так было не всегда, в годы начальной школы со мной часто занимался кто-то из родителей, обычно папа, и занятия могли сопровождаться моими слезами и ударами в лоб, но об этом не сейчас). Протест во мне вызывала подневольщина, в которой я оказывалась. А выражать его напрямую я боялась, поэтому систематически игнорировала возложенные на меня обязательства по уборке. Но это все было неосознанно, конечно.

На каникулах занятия не прекращались. Вы когда-нибудь читали заданные на лето произведения по литературе? Скорее всего нет, или совсем немного. Мой учитель по фортепиано задавал список пьес и этюдов, подобно списку литературных произведений. Поэтому, на время летних каникул, папа придумал для меня график, по которому я должна была заниматься на фортепиано по 2 часа каждый день. Если я пропустила денек, то на следующий день нужно было отзаниматься 4 часа. Было особенно досадно, когда я видела своих веселящихся друзей в окне, тогда как самой предстоял разбор пьес. Но я же должна была вырасти настоящей пианисткой, так что приходилось заниматься. К слову, я совсем не помню, чтобы меня хоть раз спросили, хочу ли я, когда вырасту, стать пианисткой. Ну, да ладно.

Вся эта история, очевидно навлекает нас на определённые выводы. Чтобы ответить на вопрос из разряда, "как с детьми можно", нам не обязательно быть педагогом или психологом. Иногда достаточно вновь пережить свои детские воспоминания, и ответ придёт сам.

Принуждая ребёнка к чему-либо, будьте готовы к проявлению протеста. Он может выражаться и напрямую - "не хочу! не буду!" (в лучшем случае), или как у меня, в виде неумышленного саботажа, - я каждый раз игнорировала просьбу мамы навести порядок.

А можно ли убить любовь к музыке, принуждая к занятиям? К счастью, нет! Конечно, то как ребёнок себя поведёт, что будет говорить, если его заставлять, зависит от таких факторов как, окружающая обстановка, темперамент, воспитание и т.д. Он может выпалить: "ненавижу музыку!", и бросить занятия. Но через года жалеть о поступке. Желание заниматься музыкой отбить можно на раз два, любовь к музыке, я убеждена, - не затопчет даже самый жестокий учитель.

Но зажечь любовь, поддержать ее можно, банально, с помощью слушания музыки. И лучше, если это будет живое исполнение. Ходите на концерты в залы музыкальных школ, консерваторий, на уличные концерты, чтобы ребёнок видел, как играют, как поют. Ходите/зовите в гости музыкантов, больших, маленьких и средних - дети зажигаются примером и сверстников, и старших. В том, что подобное действительно влияет, вы вместе со мной убедились, когда я писала о том, что мне нравилось слушать клубный оркестр, поющую сестру и старших девчонок играющих "К Элизе".

Родители знают, что дети любят экспериментировать, в них самой природой заложено исследовательское поведение и творческое начало. Это относится и к музыкальной деятельности. Когда я клацала по клавишам пианино в гостях у бабушки, я представляла себя, ни много, ни мало, великим пианистом. Я искала гармоничные созвучия, пыталась сочинить что-то красивое.

Хочу сказать, что я не виню своих родителей в том, что меня заставляли заниматься музыкой. Меня бы, наверное, не заставляли, если бы не углядели предрасположенность к музыке с самого раннего детства. Они старались дать мне все самое лучшее, и дали все что было в них самих

Продолжение следует...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц