Найти тему
Senkin

Маринеско Александр Иванович: жизнь и биография героя СССР, который совершил «Атаку века»

Оглавление

Советский подводник, капитан 3-го ранга, во время Великой Отечественной войны командовавший подводными лодками М-96 и С-13 Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР. В 1941-1945 годах совершил шесть боевых походов, в ходе которых потопил два корабля противника общей вместимостью 40 144 брт и повредил ещё один. Является лидером по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника среди советских подводников. Будучи командиром подводной лодки С-13, стал широко известен потоплением 30 января 1945 года плавказармы военно-морского флота нацистской Германии «Вильгельм Густлофф», в результате которого погибло, по разным оценкам от 3700 до 9300 человек...

В мае 1990 года постановлением правительства был посмертно награжден звездой Героя Советского Союза один из самых известных советских подводников Александр Иванович Маринеско, краткая биография которого легла в основу данной статьи. В течение многих лет его имя замалчивалось из-за ряда обстоятельств, которые снискали ему скандальную славу и затмили ратные подвиги.

Молодой моряк-черноморец

Будущий легендарный подводник родился 15 января 1913 года в одном из приморских районов Одессы. Его отец, Ион Маринеско, был румынским рабочим, а мать, Татьяна Михайловна Коваль, крестьянкой из Херсонской губернии. Окончив 6 классов и едва достигнув 13-летнего возраста, он устроился на одно из судов Черноморского флота учеником матроса. С тех пор биография Александра Ивановича Маринеско неразрывно связана с морем. Его трудолюбие и терпение были замечены, и вскоре способного парня определили в младшую школу, после чего он уже был членом корабельных экипажей, не студентом, а штатным матросом 1-го класса.

Продолжив образование в Одесском мореходно-техническом училище и окончив его в 1933 году, Александр Иванович в течение нескольких лет ходил на кораблях "Ильич" и "Красный флот" в качестве третьего, а затем второго помощника капитана. Те, кто был с ним знаком, позже рассказывали, что в юности Маринеско не планировал становиться военным моряком, а предпочел торговый флот. Возможно, в этом была роль его отца, который несколько лет проработал моряком в различных гражданских судах и, несомненно, много рассказывал сыну о своих путешествиях.

Комсомольская путевка в военно-морскую жизнь

Крутой поворот в биографии Александра Ивановича Маринеско произошел в 1933 году, после того как он вместе с группой других молодых моряков получил комсомольскую путевку на специальные курсы командного состава военно-морского флота. В те годы это было равносильно приказу, и отказаться означало перечеркнуть всю вашу будущую карьеру, где бы вы ни пытались ее устроить. Таким образом, местный комитет комсомола сделал за него выбор на дальнейшем жизненном пути. Однако подобные примеры отнюдь не были редкостью в довоенные годы.

После окончания курсов Маринеско поступил на должность штурмана на подводную лодку, известную как "Пикша", а затем, после прохождения дополнительной подготовки, был повышен сначала до помощника командира подводной лодки L-1, а затем принял командование подводной лодкой М-96. К началу войны плечи молодого подводника Александра Ивановича Маринеско уже украшали погоны капитан-лейтенанта.

Пагубная зависимость

В первые дни войны подводная лодка, которой командовал Маринеско, перешла в Таллин, откуда вышла на боевое дежурство в акваторию Рижского залива. Несмотря на отсутствие каких-либо серьезных достижений в те времена, Александр Иванович добросовестно выполнял свой боевой долг, но за ним был только один грех, не такой уж редкий в России ─ он любил выпить, и только во хмелю, что с ним только что произошло. И свою биографию Александр Иванович Маринеско безнадежно испортил этим пристрастием.

Неприятности начались в августе 1941 года, после того, как он получил огласку по факту пьянства и организации азартных игр среди офицеров дивизиона, к которому была приписана его подводная лодка. Маринеско, одним из первых появившийся в списке участников загула, был лишен звания кандидата в члены партии, а командир дивизии приговорен к трибуналу и приговорен к 10 годам лагерей, но с отсрочкой исполнения и немедленной отправкой на фронт.

Частично восстановить свою репутацию Александру Ивановичу удалось только в следующем году, когда после успешной военной операции он был награжден орденом Ленина и восстановлен в качестве кандидата в члены партии. В то же время Маринеску начал затопление вражеских кораблей, атаковав судно, входившее в состав большого немецкого транспортного конвоя в середине августа 1942 года.

Командир подводной лодки "С-13"

В конце декабря за проявленный героизм и высокое морское мастерство Александру Ивановичу было присвоено звание капитана 3-го ранга. Однако в эту “бочку меда” новоназначенный командир дивизии добавил “ложку дегтя”, отметив в описании, что его подчиненный склонен к частым выпивкам. Тем не менее выдающийся и продвинутый офицер был назначен командиром подводной лодки С-13, где ему суждено было прослужить до сентября 1945 года и совершить свой главный подвиг. Ее фотография представлена ниже.

Александр Иванович Маринеско в течение 1943 года практически не выходил в море, так как выполнял ряд задач, связанных с подготовкой пополнения личного состава Балтийского подводного флота. Однако жизнь на берегу была полна многих соблазнов, которым он не смог противостоять. Дважды в течение этого года “пьяные истории” заканчивались для него гауптвахтой с последующими наказаниями по партийной линии.

В конце октября 1944 года Маринеско вновь принял участие в боевых операциях, и в одной из них он обнаружил, а затем долгое время преследовал немецкое транспортное судно. Потопить его торпедами не удалось, но в результате удачных попаданий из бортовых орудий корабль получил серьезные повреждения, и, отбуксированный в порт, простоял на ремонте до конца войны. За этот поход Александр Иванович был награжден орденом Красного Знамени.

Неприятная история

Наступающий победоносный 1945 год Маринеско встретил очередным "приключением", после которого лишь с большим трудом удалось избежать трибунала. Незадолго до этого подводная лодка, которой он командовал, получила серьезные повреждения во время артиллерийской дуэли с немецким кораблем "Зигфрид" и долгое время находилась на ремонте в порту финского города Турку.

К концу декабря командир снова отправился в плавание и исчез с подводной лодки в праздничную ночь. На следующий день он не вернулся, после чего был объявлен в розыск. Как выяснилось позже, на берегу Маринеско встретил шведку, которая держала ресторан в городе и пользовалась гостеприимством любящей хозяйки.

Угроза трибунала

Следует отметить, что личная жизнь командира не сложилась, и причиной стала водка. Незадолго до описываемых событий распался третий брак, и Александр Иванович Маринеско, жена и дочь которого не хотели терпеть его пьяных выходок, явно испытывал нехватку женской ласки.

Ему грозил трибунал, но высокое начальство решило отложить наказание и дать виновному подводнику шанс искупить свою вину. Поэтому поход, в который Маринеско отправился в начале января, по сути, решил судьбу его дальнейшей жизни. Только необычный успех в военной операции мог спасти его от неминуемого наказания. Это понимали все, и, конечно, в первую очередь, сам командир подводной лодки ─ Александр Иванович Маринеско.

Атака века, которая началась с должностного преступления

В течение почти трех недель подводная лодка Маринеско находилась в своих водах, тщетно пытаясь обнаружить врага. Наконец, он решил, вопреки приказам командования, изменить курс подводной лодки и продолжить “охоту” в другом квадрате. Трудно сказать, что заставило его пойти на такое вопиющее нарушение устава.

Было ли это проявлением интуиции, волнения или способ поведения подсказал ему обычное русское "семь бед ─ один ответ", никто не может сказать с уверенностью. Скорее всего, свою роль сыграла настоятельная необходимость реабилитироваться за прежние грехи или, проще говоря, совершить подвиг. Александр Иванович Маринеско, как говорится, пошел ва-банк.

Тонущий гигантский корабль

Так или иначе, но, покинув заданный квадрат, подводники вскоре обнаружили большой транспортный корабль противника "Вильгельм Густлофф". Это был довоенный круизный лайнер водоизмещением 25 тысяч тонн, который использовался для нужд армии и в настоящее время находился почти без конвоя. Сложная ситуация, сложившаяся в конце войны, не позволила немцам обеспечить надлежащее прикрытие своим транспортным судам.

На борту "Густлоффа", как выяснилось впоследствии, находилось более 10 тысяч человек, подавляющее большинство из которых составляли беженцы из районов Восточной Пруссии, то есть старики, женщины и дети, что впоследствии дало основание определенным кругам обвинить Маринеско в истреблении мирного населения. Они могут только возразить, что, во-первых, глядя в перископ, подводники не смогли определить состав пассажиров судна, а во-вторых, помимо беженцев, там находилось достаточно большое количество военнослужащих, передислоцированных для ведения боевых действий.

Подкрадываясь к вражескому судну, 3 подводника выпустили по нему торпеды, каждая из которых успешно поразила цель. Впоследствии советские пропагандистские органы назвали этот удар "атакой века". Вражеский транспорт был отправлен на дно, а вместе с ним - почти половина тех, кто находился на борту. Согласно данным, собранным военными историками, в результате этой атаки погибло 4855 человек, из которых 405 были курсантами подводных лодок, 89 ─ членами экипажа, 249 ─ женщинами на военной службе и 4112 ─ беженцами и ранеными (в том числе около 3 тысяч детей).

Продолжающиеся боевые действия

За все годы войны корабль "Вильгельм Густлофф" был самым крупным из кораблей этого типа, уничтоженных советскими моряками, и вторым по количеству жертв, уступая только транспортному судну "Гойя", отправленному на дно подводной лодкой "Л-3". В результате погибло более 7000 человек.

Надежно укрывшись от того места, где, рухнув на корму, немецкий корабль погрузился в море, экипаж S13 продолжил свою охоту. В том же квадрате 10 дней спустя подводники обнаружили и потопили еще одно вражеское судно "Генерал Штойбен", также весьма внушительных размеров и имеющее водоизмещение 15 тысяч тонн. Таким образом, боевой поход, предпринятый экипажем С-13 с января по февраль 1945 года, стал самым эффективным рейдом советских подводников за всю историю этого рода войск.

"Плавающая штрафная бита"

В те дни биография и фото Александра Ивановича Маринеско появились на страницах многих советских газет, но командование флота не спешило представлять ни его, ни остальных членов экипажа к наградам. Слишком скандальную славу полководец заслужил своими пьяными выходками. Кстати, экипаж вверенной ему подводной лодки был укомплектован по большей части из тех, у кого были серьезные проблемы с дисциплинарным регламентом. Поэтому подводную лодку "С-13" в шутку называли "плавучим штрафным батальоном".

В самом конце войны Маринеско предпринял еще один ─ последний боевой поход в своей жизни, на этот раз неудачный и неэффективный. Те, кто общался с ним в то время, говорили, что у Александра Ивановича были приступы эпилепсии, спровоцированные все усиливающимся пьянством. На этой почве конфликт с начальством значительно обострился. В результате в сентябре 1945 года был издан приказ о его отстранении от должности и понижении в звании до старшего лейтенанта.

Превратности судьбы

Послевоенная биография Александра Ивановича Маринеско выглядит очень грустно и нелепо. После окончания военной службы он некоторое время ходил в море на различных торговых судах, а в 1949 году, к всеобщему удивлению, занял должность директора Ленинградского института переливания крови. Неизвестно, как бывший моряк попал в чисто медицинскую сферу, но только очень скоро его уличили в крупной растрате и приговорили к 3 годам лишения свободы. Так судьба привела героя-подводника на Колыму.

Освободившись из тюрьмы и не имея ни дома, ни семьи, Александр Иванович Маринеско в течение двух лет работал топографом в составе нескольких геологических экспедиций, а затем, вернувшись в Ленинград в 1953 году, получил должность начальника отдела снабжения завода "Мезон". Он умер 25 ноября 1963 года после тяжелой болезни и был похоронен на Богословском кладбище.

Память о герое

Уже в период перестройки газета "Известия" инициировала процесс реабилитации героя-подводника, и 5 мая 1990 года личным указом Президента СССР М.С. Горбачева ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. С этого времени его боевая карьера широко освещалась в средствах массовой информации, а спустя 7 лет рядом с кладбищем, где был похоронен герой, по адресу Кондратьевский пр., 47, открылся Музей российских подводных лодок имени Александра Ивановича Маринеско. Фотографии военных лет, модели подводных лодок и подлинные экспонаты рассказывают о славной битве советских и российских моряков.

В наши дни памятники носят посмертный характер. Памятники реабилитированным героям-подводникам были установлены в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Одессе и Калининграде. Ему посвящено несколько художественных и документальных фильмов, а также литературных произведений. В частности, подвиг Александра Ивановича Маринеско был кратко описан в романе "Траектория краба", автором которого является немецкий писатель и лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Кроме того, именем героя названы улицы во многих городах России.