Найти тему
Толкачев. Истории

Сергей Параджанов. Что скажет он современному человеку?

Оглавление

Кадр из фильма "Цвет граната"
Кадр из фильма "Цвет граната"

Была как-то выставка Параджанова в Москве, в одном из переулков. Лет пять назад. Народу было мало, восхищения на лицах не заметил. Скорее любопытство. ...А он все смеялся с фотографий.

Сергей Параджанов. Имя, вызывающее споры. Имя, будто сложенное из кусочков фарфора, столько печалей-радостей там скрыто, хватит еще на пару веков.

Имя, вызывающее у молодого собеседника пожимание плечами: мол, не знаю такого. Даже созданная художником незримая Джомолунгма зримых произведений не спасает положения: мол, хлам, мусор.

Своеобразно реагирует и творческая элита. 99 % статей в заголовках и выводах дальше двух формул не заходят: "Параджанов-сумасшедший гений" и "Параджанов - мистификатор". Причем добавляют, что его признали Гуэрра, Антониони, Феллини, Куросава и Кустурица, а им можно верить. И наплевать, что за явление, что творил, чем жил, в конце концов.

Биографы не преминут воспользоваться своей авоськой, из которой торчат мифы, да слухи (помните, в той сетке с магазина мы носили буханки хлеба, да кефир, да овощи).

  • О подпольном бизнесе. Отец и мать будущего режиссера якобы держали ни много - ни мало, публичный дом с уютным названием "Семейный уголок". Но с 20-х отец-антиквар едва успевал менять ходки на зону, как перчатки. А что тогда наговаривали про себя под пытками, всем известно.
  • О сексуальных отклонениях. Сам режиссер якобы был нетрадиционной ориентации. При этом реже упоминают, что он был дважды женат и растил сына Сурена. Обвинения по двум статьям УК нужны были, чтобы упечь его в тюрьму.
  • Об убийстве. Якобы кровожадные родственники его первой жены Нигяр из Молдовы потребовали от жениха крупный калым, выкупа не дождались и бросили девушку под поезд…
  • О жестоком обращении со второй женой. Поговаривали, что он чуть ли не силой заставлял жену принимать участие в своих многочисленных мистификациях и причудах, даже еду подавать неестественным образом. И т.д. и т.п.

Доколе можно врать? Где предел этого разврата измышлений?

Прошло 32 года после его смерти, и я нашел в "Исповеди Клода" Эмиля Золя фразу: "меня удивляет, что целомудрие заточают в четырех стенах, а разврату дозволено жить на солнышке..."

Давайте в цитату классика вставим всего одно слово: "меня удивляет, что целомудрие <мысли> заточают в четырех стенах, а разврату <мысли> дозволено жить на солнышке..."

Сергей Параджанов
Сергей Параджанов

Но есть и факты: – Высоцкому повесил на шею звезду, с малахитом и бриллиантами, которая реально была одной из высших наград Османской империи; – в тюрьме из крышек от молочных бутылок делал гравировку фольги и наносил изображения Пушкина, Гоголя и Петра I; – праздновал день рождения, застелив коврами лестницы на пяти этажах, для сотни гостей одновременно, – в «Тенях забытых предков» экспериментировал с пленкой, динамической камерой и комбинированными кадрами, как кусочками фарфора в коллажах и т.д. и т.п.

А вот посмотрите его цитату:

"Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным".

Если прочесть только первую строчку – завистник, а если дочитать до конца, творческий человек с чувством самоиронии.

Но если на минуточку посмотреть кадры его фильмов и коллажи, он называл их «спрессованными» фильмами, – забываешь и слухи и факты.

Забываешься весь...

Радуешься этому коллажу с гуцулами, наивному, одухотворенному.

Проникновение в ткань коллажа как бокал вина до дна. Напьешься сполна и ощутишь движение души и перенасыщенность гостеприимства. От них, гуцула и гуцулки.

-3

Дворцовая жизнь. Белая пыль. Искусственные цветы. Бабочка из кусочков ракушки. Золотая мишура..., все стряхнется, все ссыпется, и останется лес.

-4

Семья. История семьи. Семья историй.

-5

Мона Лиза и ее причудливый мир. Мир азартной игры в жизнь, где за блеском украшений ее коварная улыбка, случайность выпавшей карты, и падение знатного вельможи

-6

Параджанов собирал все вокруг, каждую безделицу нес домой. Ведь в каждой была заключена вселенная его таланта и безграничный смысл. Если бы понадобилось жилище гоголевского Плюшкина, то это по адресу Параджанова. Любые сломанные вещицы, осколки посуды, мишура в окружении антикварных столиков, дорогих ковров, икон и расшитых тканей. Он все хотел соединить в единую гармонию.

И когда их собираешь в красивый богатый букет, на душе становится радостно, как и хотел Параджанов. И не надо повторять слухи, у них своя жизнь, не надо везде ставить его фотографию с птицей на голове и многозначительно показывать, типа, гляди, символ какой! Не надо искать пророчество в том случае, когда два гроба принесли на съемочную площадку, а Сергей Иосифович спросил: "А второй для кого? Для меня что-ли?!"

Да, наговоримся еще, а пока помолчим, прекрасно помолчим перед его коллажами.

И Параджанов тихо подойдет, огромный выдумщик, обнимет, успокоит: «Никакого чуда не происходит. Я это ищу, это есть в природе. Это она помогает мне взять и зафиксировать, создать пластику и поклониться этому».

...Стоит перед иконой, вклеивает кусочки разбитого фарфора, частички бытия, украшая облик матери Божьей, совершенствуя несовершенный мир.

Икона
Икона

Сергей Параджанов. Имя, вызывающее споры. Имя, будто сложенное из кусочков фарфора и мы пытаемся по каждому отдельному угадать его.

А вдруг угадать – это значит, изгнать его из его сонма сказочников, чудотворцев, волшебников? Вдруг он не хотел этого?

Я не выдержу изгнания из детства. Я вообще против изгнаний и гонений! (Сергей Параджанов)

#коллаж

#искусство

#культура

#знаменитости

#Параджанов

#режиссер

Читайте на канале о фильме Ильи Авербаха "Объяснение в любви"

Ваш канал "Напиши шедевр"