C 1969-го по 1973-й этот состав британской хард-рок группы покорил мир.
История воплощения Mk II - это история разбитых стратокастеров, неоклассических соло и борьбы за власть.
Лондон, 1969 год. Что-то новое витает в воздухе. Лето любви 1967-го закончилось, сила цветов увяла. ZEPPELIN приходят на смену BEATLES, и многие наступают им на пятки. В июне на скромном клубном концерте гитарный волшебник Ричи Блэкмор ищет участников для будущего, почти мифического состава Mk II.
Учитывая обстоятельства, которые через четыре года приведут к окончанию существования этой версии группы, неудивительны первые впечатления басиста Роджера Гловера в тот вечер, когда он и вокалист Иэн Гиллан выступали в составе EPISODE SIX. «Появились две призрачные фигуры», - вспоминает он Блэкмора и органиста PURPLE Джона Лорда. «Я помню, что они показались мне какими-то непонятными. Я чувствовал, что они из другого мира, не из моего».
Но нет, DEEP PURPLE - не та группа, которую бы можно было пропустить. Гловер и Гиллан подписали свои контракты в лондонском офисе DP на Ньюман-стрит.
Собравшиеся в 1968 году в Хартфордшире и выпустившие за год три альбома, PURPLE уже успели пережевать вокалиста Рода Эванса и басиста Ники Симпера из оригинального состава.
Как вскоре обнаружили Гиллан и Гловер, эта дверь открывалась в обе стороны.
Репутация Блэкмора как человека, постоянно меняющего музыкантов, может сравниться только с его легендарным талантом. Даже в золотой век гитарных героев «Человек в черном» был на голову выше почти всех - с его неповторимым звукоизвлечением, скоростью игры, достойной более поздних шредеров, интуицией к вдохновляющим гармониям и импровизационным чутьем, которые сделали Made In Japan 1972 года лучшим концертным альбомом в хард-роке.
«Это звучит самоуверенно. Но думаю, что я импровизирую лучше любого рок-гитариста».
Блэкмор сочетал в себе, казалось, не сочетаемое. Ушедший с головой в блюз-рок со времен своих сессий, но погруженный в классическую теорию, спокойный в общении, но разбивающий свои страты в щепки, рок-музыкант, который постоянно джемовал на Greensleeves на сцене. «Меня интересует экстремальный рок-н-ролл», - сказал он однажды. «С другой стороны, меня интересуют средневековые лады… Сидеть в парке и играть маленькие менуэты. «Я порой думаю, что в рок-н-ролле низкие стандарты. Очень низкие».
С Блэкмором либо ты не отстаешь, либо ты уволен. На тот момент, с высоким визжащим вокалом Гиллана, грувами Гловера, барабанной игрой мирового уровня Иэна Пейса и Хаммондом приверженца классики Лорда, у гитариста была команда его мечты. «Это была лучшая из всех групп, в которых мы играли раньше», - сказал Гиллан «Это был рок-н-ролл, но получилось очень выразительно».
Вспоминает Блэкмор: «Вначале большую часть музыки писал Джон, а я добавлял к ней несколько риффов. Мы играли неизвестно что, просто искали, пока не нашли Йэна и Роджера. Но только когда мы услышали LED ZEPPELIN, мы осознали, в каком направлении хотим двигаться дальше. Мы подумали: «Вау, это та музыка, которую мы хотим играть». По-настоящему тяжелый рок».
Но раньше появился Concerto for Group and Orchestra: концерт из трех частей, написанный Лордом и записанный группой вместе с Королевским филармоническим оркестром, который в каком-то смысле стал фальстартом и яблоком раздора.
«Ричи по-настоящему взбесило, что Джона расценивают как главного композитора и лидера PURPLE», - вспоминал Гловер. «Чем больше рекламировали Concerto, тем больше... злился Ричи».
«Меня это не устраивало», - подтверждает Блэкмор. «Я сказал Джону: «Слушай, давай дадим шанс тяжелому, риффовому року, и если он не сработает, я буду играть с оркестрами до конца своей жизни».
Пожелание Блэкмора исполнилось. Если Led Zeppelin I бросил перчатку в 1969 году, то Deep Purple In Rock в 1970-м принял вызов. Альбом, записанный в промежутках между турами, продемонстрировал жесткое, скоростное, новое звучание Mk II и был достаточно убедителен для того, чтобы оправдать амбициозную обложку с изображением группы на горе Рашмор.
«Мы хотели раз и навсегда поставить точку на том, кем мы были»,- сказал Гловер: «Рок-группой, а не классической, не псевдоарт и не прогрессив».
И я помню, как Ричи сказал: «Если какая-то вещь не драматична и не захватывающа, то ей не место на альбоме».
Даже без классического сингла Black Night, который вышел в июне 1970 года и по необъяснимым причинам не попал в альбом, Deep Purple In Rock впечатляет.
Speed King начинается с ошеломляющего шума, дикого гитарного риффа и гармонического соло. Эпическая Child In Time разворачивается от глубокого душевного вокала до гитарного шреда Блэкмора на Gibson ES-335.
Позже Блэкмор вспоминал, что он «сошел с ума» от своего рычага тремоло и разбил гитару о дверь диспетчерской во время соло Hard Lovin’ Man. «Это было чертовски круто», - добавил Гловер. «Ощущение игры на своих инструментах на пределе возможностей».
Позднее Блэкмор утверждал, что он «написал большую часть риффов и аккордовых прогрессий», но разделил авторские права на пять человек, чтобы избежать трений.
Однако Гиллан не согласен с этим:
«Никто никогда не писал песни. Speed King, Child In Time… ни одна из этих песен не была написана. Мы просто джемовали».
Он добавил: «В конце концов что-то складывалось, и в итоге получились семиминутные песни, но всем было наплевать. Это было довольно-таки революционно».
In Rock попал в Британии на четвертое место, продемонстрировав возможности и серъёзность намерений нового состава. Лейбл захотел большего, и Лорд вспоминал, как группа засела в «заброшенном, сыром, немного населенном привидениями месте в Девоне», чтобы начать писать более фанковый LP Fireball, вышедший в 1971-м.
Гладкое время, если оно и было когда-то, явно закончилось, и наиболее эффектно это проявилось, когда Блэкмор вырубил дверь Гловера топором. «Ричи был таинственным существом», - прокомментировал басист. «Противоречивый. Он постоянно был готов проявлять свое колкое остроумие и совершать абсолютно возмутительные поступки».
Но в музыкальном плане они держались вместе. Блэкмор, перейдя с Gibson на Fender Strat, преподнес слушателям в Fireball несколько по-настоящему огненных моментов, в число которых входят фанковый рифф и совершенно отвязное соло No No No.
Но впоследствии группа, и особенно гитарист, критически отнеслись к своему новому детищу. «У меня вообще нет Fireball», - сказал Ричи. «Мне он совсем не нравится. Всё это было сделано под давлением… И мы были в студии по пять минут на песню».
По словам Гиллана, DEEP PURPLE нужно было «вернуться к року». Что ж, это был умный ход. Легендарный альбом Machine Head должен был быть записан в казино Монтрё в Швейцарии в конце 1971 года, но в декабре того же года это место сгорело дотла.
Это событие одновременно послужило идеей текста для Smoke On The Water и вынудило группу задействовать мобильную студию ROLLING STONES, расположившись в закрытом на зиму Гранд-отеле. Группа сидела на корточках в коридоре рядом с вестибюлем среди вороха кабелей, протянутых к мобильной студии. Условия не слишком подходили для создания достойной рок-музыки, но в итоге они записали свой самый сильный на сегодняшний день материал.
Подробнее о Smoke On The Water - попозже, а остальное? Реактивное ритм-энд-блюзовое соло Блэкмора в песне Lazy - чистый соул. Highway Star с клацающим риффом, придуманным Блэкмором, когда он «развлекался со своим банджо» в гастрольном автобусе. Соло, смешавшее блюзовую гамму, мажор, минор, уменьшенную гамму и, возможно, оно подожгло фитиль для будущих неоклассиков. «Гитарное соло - это просто арпеджио на основе Баха», - пожал однажды плечами Блэкмор.
На чём играл Блэкмор в Mk II:
Роковой, суровый и опасный - вот описание Ричи Блэкмора 70-х, которое подойдёт и для его звука.
На концертном видео 1969 его можно увидеть с гитарой Gibson ES-335, но начиная с 1970 года он предпочтет Fender Strat со скалопированным грифом.
200-ваттные модифицированные усилители Marshall Major (с дополнительным выходным каскадом), бустер высоких частот и педаль вау - вот его основное оборудование, как на сцене, так и в студии.
«На Gibson намного легче играть», - отметил он однажды. — У Fender сильнее натяжение струн, так что с ними приходится немного бороться… Но я остановился на Fender, потому что меня просто захватило их звучание, особенно, когда они в паре с вау-вау».
Ричи «колдует» на сцене со стратом:
Рифф припева Space Truckin’ был блестящим в своей простоте.
«Когда я придумывал этот рифф, это было почти как упражнение для большого пальца», - вспоминает Блэкмор. «Я показал его Иэну Гиллану и сказал: «У меня есть идея, но она такая нелепая… Глупая и простая, я не уверен, что мы сможем что-то сделать с этим риффом».
Но они сделали, и песня стала бесспорным шедевром PURPLЕ. В апреле 1972 года Machine Head возглавил британский чарт альбомов, позже он вышел на седьмое место в США и давно уже стал каноном хард-рока.
Во время записи всё было непросто - каждый из участников соревновался с другими, пытаясь сделать свой инструмент громче в миксе. И к Who Do We Think We Are 1973 года индивидуальные тенденции возобладали. С растущих гонораров группа работала на роскошной итальянской вилле, но Гловер вспоминал потом, как «бездельничал у бассейна», ожидая, пока Блэкмор выйдет из своей комнаты. «Мы стали раздробленной семьей», - скажет он.
Никто не был в безопасности. Concerto стал борьбой за лидерство между Блэкмором и Лордом, а по мере развития Mk II то, что Гловер назвал «дурным глазом» гитариста, смотрело сейчас на Гиллана. Трения были ещё в 1970 году.
Теперь же непростые отношения стали превращаться в полный разлад. «Жаль» - размышляет Гловер. «Раздор между ними был у всех на виду. PURPLЕ как группа всегда - мне хочется сказать «процветала», но это не то слово из-за ужасного столкновения личностей Ричи и Иэна».
Колеса гоночного автомобиля под названием DEEP PURPLE начали отваливаться.
К 1973 году Иэн Гиллан уведомил остальных о своем уходе, Блэкмор тоже планировал отколоться, взяв с собой Пэйса. А тут ещё у менеджера Тони Эдвардса вышел непростой разговор с Гловером.
Роджер вспоминает: «Он пожал плечами: «Ну, они хотят, чтобы ты ушел из группы. Ричи согласился остаться, но только если ты уйдешь». Я не знал, что они уже прослушивали другого басиста, Гленна Хьюза. Позже Ричи сказал мне: «Кстати, ничего личного, это просто бизнес». Да, по крайней мере, он был честен».
После лебединой песни Гиллана в 1973 году в Осаке Mk II стал Mk III, и за дело взялись Хьюз и Дэвид Ковердейл. Коммерческий успех продолжился в 1974-м более фанковым альбомом Burn, но Блэкмор выглядел обеспокоенным. Он видел, как разваливается его детище, ссорившееся из-за распределения гонораров, и чувствовал, как его группу на корню меняет под себя соул-парень по имени Гленн Хьюз.
Ричи не принял нового звучания PURPLE, пренебрежительно назвав его «музыкой чистильщиков обуви», и, как говорят, не приложил особых усилий для записи альбома Stormbringer 1974 года.
Вспоминает Дэвид Ковердейл:
«Я сидел рядом с Ричи, пока он играл соло для Hold On. Ему было наплевать»
Соответственно и пресса, и поклонники приняли Stormbringer неоднозначно, и хотя Блэкмор обещал более хардовое продолжение, этого не произошло, поскольку маэстро ушел во время мирового турне 1975 года, чтобы собрать RAINBOW.
«Семь лет - это достаточно много. Я подумал тогда, что группа находится в упадке»
Немного статистики:
DEEP PURPLE существуют с 1968 года, они выпустили 22 студийных альбома и сменили 13 музыкантов. Когда вы читаете эту статью, они живы, здоровы и готовятся к туру с гитаристом Стивом Морсом, пришедшим в 1994 году на смену Блэкмору. Есть мнение, что эта величайшая британская хард-роковая организация ни разу не превзошла тот самый период начала 70-х, даже когда участники Mk II снова собрались в 80-х.
«У нас не было того чувства товарищества, которое было раньше», — признал Гиллан.
Видимо, новый распад был неизбежен, и этот состав распадался.... дважды. И шансы, что он ещё возродится (пусть без Джона Лорда), стремились к нулю.
Так что возьмем свои копии In Rock, Fireball и Machine Head (а может и Who Do We Think We Are), и насладимся величием самого грозного состава хард-рока, выступавшего на полную катушку.
Иэн Гиллан рассказывает историю Smoke On The Water:
Давайте будем честными. Если вы электрогитарист, вы ни разу в жизни не сыграли культовый рифф Ричи Блэкмора из Smoke On The Water?
Пятый трек великого альбома Machine Head 1972 года начинается с одного из самых узнаваемых и самых часто исполняемых риффов в истории рок-н-ролла. Убедительный, простой и цепляющий.
Но если бы не роковой вечер 4 декабря 1971 года, Smoke On The Water, возможно, так и не добрался бы до ушей поклонников рока во всем мире. DEEP PURPLE приехали в Монтре в Швейцарии, чтобы записать свой шестой, и третий в звездном составе Mark II, альбом. Вокалист Иэн Гиллан, басист Роджер Гловер, барабанщик Иэн Пэйс, гитарист Ричи Блэкмор и клавишник Джон Лорд посчитали, что классические лондонские студии записывают слишком сухо, и отправились в Альпы, не забыв взять с собой мобильную студию ROLLING STONES.
PURPLE планировали получить некоторые дивиденды от «большого эмбиентного звука» концертного зала Montreux Casino, которым заправлял их приятель-промоутер Клод Нобс.
На следующий день после приезда группа отправилась в казино, чтобы посмотреть, как Фрэнк Заппа и его THE MOTHERS OF INVENTION сыграют там финальное шоу сезона. Случилась известная всем катастрофа, но в этой трагедии группа и подчерпнула вдохновение для песни.
«Я был в зале во время этого выступления, и особенно очаровался бэк-вокалистками MOTHERS OF INVENTION Фло и Эдди, которые пели просто великолепно. И вдруг услышал два хлопка за моим плечом, выстрелили в верхнюю часть стены слева от сцены», - вспоминает Иэн Гиллан.
«Начался пожар, было много шипения и искр. Фрэнк остановил шоу и объявил, чтобы все вышли из зала. Клод Нобс спустился в подвал и вытащил оттуда нескольких детей, каким-то образом там оказавшихся. Мы все выбрались с места происшествия в отель Eden Palace au Lac и смотрели из бара, как здание полыхает...»
«Ветер с гор снес дым на Женевское озеро. Было похоже на съемочную площадку или на сухой лед в театральном представлении. И в этот момент Роджер написал на салфетке слова «дым над водой».
Клод Нобс вскоре нашел для DP новую площадку для записи в театре Pavilion, но после многочисленных жалоб на шум местная полиция выставила оттуда группу, и они перебрались в студию в Гранд-отеле.
«Нам пришлось всё додумывать по ходу дела», - объясняет Гиллан. «Я помню, как мы завалили всё оборудованием, чтобы обеспечить хоть какое-то разделение инструментов. Это выглядит сюрреалистично, когда я вспоминаю, но для того времени - вполне норм. Мы сделали то, что должны были сделать. Грузовик со студией был слишком далеко, и было чертовски холодно, поэтому никто не хотел туда ходить и слушать, что получается, пока мы не почувствовали, что точно играем правильно».
Бэк-треки для Smoke On The Water были записаны в павильоне еще до того, как PURPLE выгнали, и, сейчас это может показаться невероятным, но вся эта музыка - это просто часть затянувшегося живого джема группы, используемого для балансировки записывающего оборудования.
«Это был просто еще один рифф, ну типа Into The Fire»,- говорит Иэн. «Мы не придавали ему большого значения, мы не рассматривали его как трек для альбома. Это был джем для первого саундчека. Над аранжировкой мы вообще не работали - это был джем.
Smoke попал на альбом только в качестве дополнительного трека, потому что нам надо было добить время. На виниле тогда 38 минут были оптимальным временем, если вы хотели сделать качественный альбом, получалось примерно 19 минут на каждую сторону. Нам не хватало около семи минут, а до конца записи оставался один день. Так что мы откопали этот джем и добавили к нему вокал».
Во время джема, который впоследствии превратился в Smoke On The Water, Ричи Блэкмор играл на своем Страте, и как вспоминает Гиллан, подключился «то ли в Vox AC30, то ли в Marshall». Когда группа решила, что они включают Smoke в пластинку, им пришлось быстренько написать текст и дописать несколько наложений, в том числе вокал Гиллана и соло Блэкмора.
«Я вообще не помню, чтобы мы записывали соло, но оно получилось очень хорошее, характерное и техничное, это норма для Ричи», - объясняет Гиллан. «Написать текст? О, это было легко!»
«Поскольку это был последний трек, нам было о чем написать».
«В итоге получился биографический отчет о создании альбома Machine Head. «Мы все приехали в Монтрё…» и так далее!
Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года и еще больше укрепил репутацию DEEP PURPLE как одной из величайших и тяжелых британских групп на планете, заняв первое место в самой Британии и седьмое место в США. В конце концов, Smoke On The Water был выпущен как сингл в 1973 году, и стал для PURPLE вторым (и последним) хитом в Тор 5 в Штатах.
Smoke, конечно же, стал одной из самых популярных песен в мире, и у Гиллана спросили, есть ли у него любимая версия?
«У меня их две», - сказал он. «THE FIREMEN OF EDO.....
....и Тигрица Ивонн. У меня дома есть кассета, и я был свидетелем исполнения Smoke в стиле самбы этой южноамериканской стриптизершей».