Уныние от поражения в Первой мировой, традиции упаднического немого кино Германии и Австрии, городская готика, черный детектив. Потрясение от революции, лженаука и экспрессионизм. Все это нашло отражение в фильме «Хинтерленд» Штефана Рузовицки, в 2008 году получившего «Оскар» за «Фальшивомонетчиков».
Фильм снят Австрией и Люксембургом, при поддержке Eurimages киношного органа Совета Европы. Интересно, эти европейцы они поняли, какую отповедь революциям сняли?
В 1920 году в Вену возвращается группа солдат Первой мировой. В их числе мрачный бывший детектив Петер Перг (Муратан Муслу). В некогда могущественной Австрии стоит уныние. Бойцы переживают поражение, ПТСР и крах системы ценностей, чувствуя себя потерянным поколением.
И еще неприятность: в городе орудует мрачный серийный тип, устраняющий бывших солдат. Новый шеф полиции возвращает своего друга Перга на службу. При этом молодой напарник считает именно его главным подозреваемым, а судмедэксперту Терезе Перг нравится.
Российское название «Хинтерленд: город грехов» подчеркивает арт-составляющую фильма. Это желание понятно. Уже титры тут даны в стиле живописи экспрессионизма, далее мы видим изломанную геометрию, искаженную перспективу, заваленные горизонты городских пейзажей и даже обстановки кабинетов – как декорации в киношном экспрессионизме 20-х годов («Кабинет доктора Калигари» и т. п.).
Городская готика, черный детектив. Мрачно эстетское пессимистическое кино, почти как сто лет назад в Австрии и Германии. Биографии героев скособоченные и изломанные, почти как экспрессионистские фоны. Неуверенность в личном завтрашнем дне рифмуется с политическим диссонансом после Первой мировой и последствиями революции, в ходе которой была свергнута монархия.
«Анархисты, коммунисты, футуристы, дадаисты... все заканчивается на «ист», – говорит один из героев. Тут же появляется символ, который нельзя показывать, сегодня связанный с еще одним «измом».
Конечно, поскольку кино снято через сто лет после классики жанра, мы знаем, что случилось с Германией, Австрией и еще рядом стран Европы в тридцатые. И неслучайно киношный антагонист с вульгарным ницшеанством, фатализмом и жаждой мести анонсирует реванш за все потери во время Первой мировой и после.
С учетом всего зритель получает три в одном: отличное жанровое кино, синефильский продукт, отмечающий столетие австрийско-германского киношного экспрессионизма. И полезное напоминание о том, что даже относительно спокойные революции чреваты отложенными на годы или даже на десятки лет осложнениями.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!