Найти тему
Репортёр

Нефтесервис взял таймаут. Компании не уходят, хоть и прощаются

Экспорт углеводородов остаётся критически важным источником поступления экспортной выручки для РФ. Неудивительно, что все с таким вниманием следят за новостями о том, кто прекратил или собирается прекратить покупать нашу нефть и наш газ.

Вопрос эмбарго так и повис в воздухе, а нефть всё так же идёт на экспорт, хоть и с дисконтом. Но это не должно заслонять проблему, которая действительно существует: уход нефтегазосервисных компаний.

Итак, к настоящему моменту свою позицию в отношении ведения дел в РФ, с российскими заказчиками или по российским проектам успели озвучить следующие компании:

  • Halliburton: декларировала полное прекращение деятельности в РФ. Впрочем, похоже, что такое решение было принято давно. Компания остановила поставки запчастей ещё несколько месяцев назад, а в 2021 году снизила бизнес-активность.
  • Honeywell: ставит на паузу поставки и деятельность. В первую очередь — по проекту «Арктик СПГ 2», для которого поставляет оборудование и ПО.
  • Weatherford: приостановили поставки и инвестиции в новые проекты. Из заключённых до 24 февраля договоров не выходят и выполняют их — насколько это позволяют санкции.
  • Baker Hughes: Решили вести себя примерно как и Weatherford. Повести себя так же как и Halliburton компании, видимо, мешает завод по производству силовых кабелей для электропогружных насосов в Тюменской области.
  • Schlumberger: У этой компании сразу несколько предприятий в РФ, поэтому и решение угадывается: инвестиции на стоп, всё остальное — в силе, насколько позволяют санкции.
  • Linde: Ещё одна компания, где не хотят пока хлопать дверью. У Linde контракты с «Газпромом» на заводы по переработке и сжижению газа на сумму 6 млрд долл. К тому же немцы задействованы в проекте Амурского ГПЗ.
  • KCA Deutag: идёт в общем тренде — ставит на паузу и выжидает. Учитывая профиль (услуги по бурению эксплуатационных и разведочных скважин) это решение менее утешительно, чем у остальных «выжидальщиков».

Как видим, почти все решили переждать. Минусы ситуации очевидны и падение добычи нефти даже не главная беда. Зависают проекты по СПГ, а также Амурский ГПЗ (и связанный с ним ГХК).

В утешение можно разве что сказать, что из-за санкций спрос на российскую нефть может упасть. Либо сами добывающие компании в условиях необходимости продавать нефть с дисконтом в размере 25-30 долл к Brent могут решить временно сократить (не наращивать) добычу.

«Конечно, критического падения добычи у нас не произойдёт. Хоть и эффективность в ряде случаев просядет... Но что хорошо в уходе западных компаний, то что наконец займутся развитием именно российских компаний, технологий и оборудования. Но это должно быть именно развитие своих, а не замена американских и европейских на, например, китайских», — комментирует выжидательную позицию президент Национальной Ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков.

Вице-премьер Александр Новак уже успел пообещать отечественным сервисникам господдержку.

«Сервисные решения большой четверки [Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Baker Hughes — Репортёр] западных компаний интересны нам, так как являются наиболее передовыми в своей области», — поясняет директор Института национальной энергетики Александр Фролов. Однако тут же приводит пример Чаяндинского месторождения. Оно было освоено несмотря на то, что никто из «четвёрки» не смог участвовать в этом проекте.

И всё же ободряет в ситуации не только перспектива развития собственного нефтегазосервиса. Виктор Хайков (рекомендуем прочесть его комментарий целиком) пишет о том, как он годами бился за это; предупреждал, что «дочки» американских и европейских сервисников сбегут из России при любой серьёзной конфронтации с Западом.

Однако в данной ситуации Запад не только даёт нам «шанс исправить дело», но и, фактически, оплачивает это резким скачком цен на энергоносители.

#РепортёрРазбор