Александр Семениченко
Сейчас мне уже за шестьдесят, я пенсионер. В прошлом пилот-инспектор Управления гражданской авиации. Окончил летное училище и Академию ГА, освоил несколько типов самолетов и вертолетов. Налетал более 12 000 часов. И очень часто, с теплотой и благодарностью, вспоминаю человека, который помог мне поднять голову и посмотреть на небо.
Родом я из деревни, расположенной в Среднем Поволжье. На поле около деревни с весны до осени работали самолеты Ан-2, выполнявшие авиационно-химические работы. Начиная с пятого или шестого класса, все свободное время я старался проводить на аэродроме. Самолет интереснее трактора. Сначала меня гоняли, чтобы не мешал. Но потом, видимо видя мое любопытство и упрямство, меня стали привлекать в качестве помощника: надеть чехол на ПВД, подготовить привязи, иногда помыть бензином борт самолета. За особые старания мне иногда в конце рабочего дня разрешали посидеть в пилотской кабине, или, под присмотром, включить аккумулятор и закрыть створки капота двигателя.
После окончания 7-го класса все летние каникулы я уже официально работал на нашем аэродроме. Председатель колхоза заключил со мной письменный договор и приставил к бригаде, которая загружала самолет удобрениями. Теперь я уже был своим человеком на аэродроме и иногда летчики брали меня в полет, покататься. Экипажи самолетов были, можно сказать, постоянными. Председатели колхозов и агрономы, сработавшись с конкретным Ивановым-Петровым-Сидоровым, заранее, до начала сезона химработ, звонили в аэропорт и просили прислать в колхоз именно этого командира экипажа.
Одним из таких командиров был Климентий Иванович. Строгий и степенный мужчина лет сорока-сорока пяти. Выговорить его имя многим, в том числе и мне, было трудно, поэтому к нему обращались Климваныч. На меня, видимо, как на самого молодого Климваныч обратил внимание. Поговорив со мной несколько раз «за жизнь» и выяснив, что о своем будущем я еще не особо задумываюсь, он как-то незаметно направил меня в сторону авиации. У меня появился интерес, и я начал задавать вопросы: «Это что? А это для чего? Это как? А что будет если…» Если была возможность Климваныч сразу отвечал, если нет, то в свободную минуту объяснял на пальцах или чертил на бумаге. И многое из школьного курса физики, математики, географии стало для меня чем-то конкретным, осязаемым, понятным и доступным.
А в конце августа, перед школой, Климваныч сделал мне роскошнейший подарок. Перед обедом приехал агроном и о чем-то проговорил с Климванычем. Климваныч оглянулся, подозвал меня: «Покататься хочешь?» И вот мы в воздухе. Летчики в своей кабине, агроном и я рядом с баком для химикатов. Сначала я видел свою деревню, речку, знакомый лесок. Но вскоре заблудился и не знал куда летим. Но это неважно, было очень здорово и интересно смотреть вниз на землю. Минут через двадцать мы сели, второй пилот выпустил из самолета агронома, закрыл дверь и сказал, что Климваныч зовет меня. Пробираюсь в кабину, Климваныч показывает на место пилота, привязные ремни, наушники и ларингофоны. Не верю своему счастью… Убедившись, что у меня все нормально, Климваныч взлетает. Да, полет в пилотской кабине несравним с полетом около химбака. Весь полет показался мне одним счастливым мгновеньем. Лето закончилось, пора в школу. Климваныч на прощание сказал, что если я закончу 8-й класс без троек, то он будет меня учить летать.
Я поверил этому суровому и такому доступному, по меньшей мере для меня, человеку. 8-й и 9-й классы я закончил без троек. По просьбе нашего председателя эти два сезона Климваныч работал в нашем колхозе. Слово свое он сдержал, при каждом удобном случае сажал меня на правое кресло. Не знаю сколько часов мне потребовалось, но за первое лето Климваныч научил меня держать самолет в горизонте, без кренов и рысканья. Лето перед десятым, выпускным, классом я снова работал в аэродромной бригаде. И снова Климваныч выполнял свое обещание. В итоге я набрался основ летных навыков, уверенно считал на НЛ-8, имел понятия о навигации, метеорологии, аэродинамике. Много узнал о конструкции самолета и двигателя. Вопрос о дальнейшей учебе даже не возникал – летное училище ГА.
Я заканчивал 10-й класс. На наш колхозный аэродром снова прилетел Ан-2 на химработы, но в этот раз Климваныча не было. Прилетевшие летчики сказали, что еще в начале зимы из-за сложившихся семейных обстоятельств Климваныч перевелся на работу на Дальний Восток. К сожалению, больше мы не встречались.
Закончив школу и успешно сдав вступительные экзамены, я стал курсантом летного училища. Многое из того, чему меня научил Климваныч, очень пригодилось. А когда начались полеты, мой инструктор был удивлен, как быстро и успешно я усваиваю программу. Я сначала хотел рассказать о Климваныче, но потом решил, что это будет выглядеть хвастовством. Да и соображал уже, что, обучая меня, Климваныч нарушал требования многих авиационных документов.
Сейчас, уже будучи умудренным житейским опытом человеком, я периодически задумываюсь: правильно или неправильно поступал Климентий Иванович, обучая меня азам летной профессии. Окажись я на нашем колхозном аэродроме сейчас, видя на месте второго пилота деревенского пацана, отметив массу нарушений со стороны опытного летчика, я, наверное, «не заметил бы» всего этого.
В такие времена в моей душе борются Летчик и Инспектор.
И чаще побеждает Летчик.