Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Моё педагогическое кредо

Ещё раз спасибо всем, кто присутствовал на субботнем вебинаре на сайте "Могу писать": ваша поддержка была очень важна. Сразу прошу прощения за то, что, возможно, не увидела многие ваши вопросы и не ответила на них: волновалась, поэтому только краем глаза следила за чатом. На какие-то ответила не так внятно, как хотелось бы. Попробую исправить ситуацию.

Один из заключительных вопросов касался моей работы в Центре детского творчества и каких-то значимых событий, связанных с этим видом моей деятельности. Наверное, лучше было бы рассказать о проекте "Читающие дети", который я придумала и воплотила в жизнь. Он позволил объединить усилия абсолютно разных педагогов: хореографа, преподавателя изостудии и автора проекта, то есть меня, занимающуюся с дошкольниками. Итогом такого объединения стал хореографический спектакль "Алиса в стране чудес" и выставка детских иллюстраций к страницам книги Льюиса Кэрролла.

Если не ошибаюсь, эта работа была использована в оформлении афиши к спектаклю. Фото из личного архива автора.
Если не ошибаюсь, эта работа была использована в оформлении афиши к спектаклю. Фото из личного архива автора.
Фрагмент спектакля. Автор фото - моя дочь.
Фрагмент спектакля. Автор фото - моя дочь.
И это ещё не все детские рисунки, представленные на выставке. Фото из личного архива автора.
И это ещё не все детские рисунки, представленные на выставке. Фото из личного архива автора.

Но я почему-то не вспомнила об этом замечательном событии и решила рассказать о своём участии в городском конкурсе "Знай своё дело", который состоялся в 2013 году (Кошмар какой! Неужели это было так давно?). Первый этап педагогического соревнования был дистанционный: от конкурсантов требовалось написать эссе "Моё педагогическое кредо". Писать, как вы знаете, я люблю, поэтому для меня это был самый лёгкий и приятный этап. Эта работа у меня сохранилась. Хочу вас сегодня с ней познакомить.

«Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!» - очень люблю повторять эту знаменитую фразу из прелестной пьесы Е.Шварца «Снежная королева». Собственно, как бы парадоксально это ни звучало, это и есть моё педагогическое кредо. Только я, в отличие от многих, воспринимаю глагол «баловать» не как полное отсутствие педагогических «нельзя» и «надо», а как синоним слов «любить» и «понимать».
За что я люблю детей? За любопытство детских глаз, которые видят во мне целый мир, пока ещё немного непонятный для них, но такой интересный и заманчивый.
Я люблю наблюдать за ними и поражаюсь тому, как они играют. Они искренне верят, что из деталек мозаики можно сварить сладкую кашу, а из табуреток – построить настоящий самолёт. Они точно знают, что игрушки – живые, что существуют добрые феи и злые волшебники и что настоящий Дед Мороз обязательно принесёт им новогодние подарки.
Я люблю учить детей и учиться у них, как бы странно это ни звучало. Казалось бы, чему меня, взрослого человека, могут научить четырёх-пятилетние дети? Неужели они, только познающие родную речь, могут открыть для меня, филолога, что-то новое в языке? Оказывается, могут! Общаясь с маленькими детьми, я с удивлением обнаружила, что мы, взрослые, употребляем слова, не ощущая их образности. …Беседуем с детьми о погоде. «Небо сегодня хмурится», - говорю я и вижу удивлённые глаза детей. «Разве у него есть бровки?» …Разучиваем стихотворение о зиме, в нём встретилась метафора «Мороз кусает», и снова удивление, и снова вопрос: «Разве у него есть зубки?». Для нас эти слова утратили свою образность, мы употребляем их не задумываясь. А дети чутко улавливают разницу между прямым и переносным значением слова.
Я не пытаюсь воспитывать детей – я стараюсь понять их и принять такими, какие они есть, и увидеть в каждом: в спокойном и непоседе, в пытливом почемучке и рассеянном мечтателе – то хорошее, что присуще только ему. …Вот Лёва – жуткий разбойник! Но как быстро запоминает стихи, как выразительно и эмоционально их рассказывает! А вот Анечка – тихая, неконтактная. Но какие краски в её рисунках, отражающих чудесный мир, в котором впечатления об окружающем перемешиваются с фантазиями и мечтами.
«Детей надо любить и понимать – это поможет им вырасти настоящими людьми» - наверное, так в окончательном варианте выглядит моё педагогическое кредо, если перефразировать знаменитую цитату из «Снежной королевы».
После заочного этапа было ещё несколько очных. На фотографии я со своими "разбойниками". Этап - "Театр одного педагога".
После заочного этапа было ещё несколько очных. На фотографии я со своими "разбойниками". Этап - "Театр одного педагога".

Закончила адаптировать старые авторские варианты ЕГЭ к требованиям сегодняшнего дня. В следующий раз поделюсь с вами изменённым первым заданием в этом варианте:

Авторский вариант ЕГЭ по русскому языку: задания 1-8
Люблю читать, люблю писать16 июня 2020

Второе задание тоже изменила: теперь оно не будет таким простым, как в исходном варианте. В четверг опубликую.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц