Найти тему
ИстПросвет

Зачем визирь Селима II хотел вырыть канал между Доном и Волгой или когда Россия стала врагом Великой Порты

Оглавление

Любопытная штука, но в Османской империи великими визирями частенько становились лица славянского происхождения. Взять, например, Сулеймана, Великого Турка. При нём визирями служили: Ибрагим-паша, грек, выдающийся дипломат и военачальник; Рустем-паша, болгарин, выдающийся экономист, умело распоряжавшийся османской казной; и Соколлу-паша, славянин из Боснии. Об этом последнем и пойдёт сейчас речь.

Энергичный человек

Мехмед Соколлу-паша пережил своего господина и сохранил за собой высшую административную должность при его преемнике - султане Селима II, получившим обидное, но вполне заслуженное прозвище, Пьяница. Селим не занимался делами от слова вообще и, пропитанный винными парами, с утра до вечера кропал стихи, подражая Хафизу. Благодаря этому обстоятельству Соколлу стал фактическим правителем империи и даже смог женить султана на своей дочери.

Как пишет историк Д.П. Бальфур, Соколлу был чрезвычайно энергичен, фонтанировал идеями и имел честолюбивые замыслы. Сначала он занимался устройством мира с Австрией и в 1568 году завершил кампанию Сулеймана в Венгрии подписанием почетный мир с Габсбургом. А вот далее Соколлу впервые в истории османского государства обратил свои взоры на Московское царство и повернул на него турецкие армии.

Иоанн IV Васильевич, русский самодержец
Иоанн IV Васильевич, русский самодержец

В чём причина

На протяжении 16 века Великое княжество Московское прошло этап бурного территориального развития, становясь при этом единым и сильным государством. Турки наблюдали за его ростом с интересом, но долгое время не рассматривали русских как угрозу. Более того, с 1492 года московитам было разрешено свободно торговать в Османской империи.

Так продолжалось до вокняжения Ивана Грозного. Как известно, в 1547 году он принял титул царя, и, по факту, Великое княжество Московское стало превращаться в империю. Иван III, дед и предшественник Ивана Грозного, сделал для этого первый шаг, женившись на Софии, племяннице последнего византийского императора. Он также избрал византийского двуглавого орла символом своей власти. Это была откровенная заявка на претензии Москвы стать наследницей Восточной Римской империи.

Казань брал, Астрахань брал

В 1552 году Иван Грозный завоевал Казань, затем последовал черёд Астрахани. Московское царство вышло к Каспийскому морю. Своими действиями московский царь поставил под прямую угрозу торговые пути из Средней Азии в Турцию и перерезал возможность для каспийских мусульман посещать Медину и Мекку. (Еще ранее для них были закрыты дороги через Персию.)

Укрепление русских на Кавказе, активность в направлении Азова и побережья Крыма показались Стамбулу прямым посягательством на османскую сферу влияния. Мусульмане и правители Астрахани умоляли Порту отвоевать город у московитов и восстановить традиционный путь паломничества. Соколлу начал думать и изобрёл гениальный, как ему казалось, план.

Одним выстрелом двух зайцев

Его грандиозный проект имел целью одновременно убить двух зайцев: остановить московское продвижение на юг и позволить самой Турции продвинуться на восток. Для этого Соколлу решил прорыть канал между Доном, впадающим в Азовское море, и Волгой, текущей в Каспийское море. Перемычка должна была возникнуть в том месте, где расстояние между реками было минимальным и составляло всего 30 километров. Так великий визирь смог бы соединить два моря - Черное, ставшее уже "Турецким озером", с Каспийским.

Выгода казалась очевидной. По окружному пути через Каспий турки могли попасть в Персию, минуя трудный наземный маршрут. Им также открывались новые ворота в Центральную Азию и на Кавказ. С помощью канала мог быть возрождён исторический межконтинентальный путь от Центральной Азия до Астрахани и Крыма, ну, и, конечно, Москва лишилась бы всех выгод, полученных от приобретения Астрахани.

Всё пошло не по плану

В 1568 году Соколлу взялся за дело. Он направил большое войско по морю в Азов, находившийся под контролем османами, и еще более крупные силы послал для захвата Астрахани. Корабли доставили оба войска по Дону до той точки, откуда следовало начать соединение рек, и земляные работы закипели. На строительстве канала было занято 30 тысяч рабочих, прибывших вместе с войском из черноморских городов Крыма.

К большому разочарованию великого визиря, слабые технические возможности 16 века и проблемы с продовольственной логистикой позволили прорыть канал только на две трети. На этом стройка остановилась. Всё же часть флота удалось волоком перетащить в Волгу, откуда османские корабли поплыли на осаду Астрахани.

"Осада не удалась из-за явной нехватки пушек, суровой зимы и общего упадка морального состояния турецких войск, теперь жестоко страдавших на обратном пути через степи в Крым", - пишет Д.П. Бальфур.
Кинообраз Мехмеда Соколлу-паши (1505-1579)
Кинообраз Мехмеда Соколлу-паши (1505-1579)

Интриги Давлет-Гирея

У нас принято считать крымских ханов безгласными марионетками стамбульских султанов. Хан Давлет-Гирей с этим бы не согласился. Ему крайне не нравились попытки усиления Османской империи в причерноморских степях, которые он законно считал своей вотчиной. Поэтому хан всеми силами старался "демотивировать" османских солдат. Он рассказывал им, что в северных краях ночи длятся пять часов, а ведь мусульмане должны молиться через два часа после захода солнца и снова идти на намаз на рассвете. Как же тут выспишься! И далее в том же духе.

В итоге, османы начали массово дезертировать. Значительная часть их войска погибла при шторме на Чёрном море. Тем временем Давлет-Гирей замыслил собственное наступление на Москву в тот момент, когда внутреннее положение Ивана Грозного стало проблематичным. С небольшим отрядом конницы он проник в центр России и сжёг пригороды Москвы.

В Турции план Мехмеда Соколлу по соединению двух морей через посредство волго-донского канал был положен под сукно и накрепко забыт. Султан Селим, узнавший о том, что задумка не удалась, как передают источники, дал понять великому визирю:

"Издержки и потери будут суммированы, и вам надлежит компенсировать их".

Соколлу пришлось раскошеливаться. Как говорится, не он первый, не он последний...

P.S.

Что же касается Великой Порты, то царь Иван вскоре направил в Стамбул посла и подписал мирное соглашение с султаном. Турки сохранили своё влияние в Крыму и отказались от претензий на Астрахань. Владычество русских царей распространилось на восток до самой Сибири. Султан умыл руки, и московиты и татары остались наедине - выяснять отношения и меряться силами. Мирное соглашение действовало почти целый век, временно сдерживая две могучие империи - Турцию и Россию - от неизбежного столкновения.

А что вы думаете по этому поводу? Подписывайтесь на канал, высказывайте мнение в комментариях и будьте здоровы.

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору