Смыслы «соулсов» - печальные, спорные, иногда невыносимые. Но за них мы и любим творения From Software
В нашем обзоре Sekiro: Shadows Die Twice на канале мы говорили о том, что игры Хидетаки Миядзаки хорошо сочетают в себе геймплейные элементы и определенные смыслы. И, только если воспринимать все это вместе, поймешь, о чем, собственно, игра.
Нет, Dark Souls ни в коем случае не морализаторствует. Скорее наоборот – эта серия окружает игрока ситуациями и персонажами, чьи судьбы просто не оставляют его равнодушным. Делает она это крайне ненавязчиво, так что очень легко что-то пропустить, не вдуматься, не понять.
И сегодня поговорим о том, какие основные концепции следуют из одной игры Миядзаки в другую. И как они делают его миры уникальными. Итак, тезис первый…
Жизнь несправедлива
Самая первая мысль, которая посещает игрока при первом знакомстве с любой игрой From Software – почему игра так бескомпромиссно хочет причинить боль? (да, господа нагибаторы, мы знаем, что игры легчайшие). Но, если призадуматься, дело совсем не в Dark Souls, а, скорее, в ОСТАЛЬНЫХ играх, которые ведут нас за руку и всячески стараются не обидеть и не расстроить.
И это тоже нормально. Однако, когда играешь в Dark Souls, то тебя не покидает ощущение, что здесь все как в жизни. Ошибки могу быть жестоко наказаны. Если не проявить терпение – не получить что-то действительно ценное. А еще – не все всегда идет так, как ты хочешь.
Первые встречи с боссами могут вогнать в отчаянье – ты просто не понимаешь, как вообще их побеждать. В какой-то момент тебе начинает казаться, что это просто невозможно. А ведь так и в жизни – есть непреодолимо сложные для нас вещи, какие-то вершины так и останутся непокоренными.
Однако в играх Миядзаки мы пересиливаем себя, и все-таки доводим дело до конца. И в каком-то смысле мстим самой жизни – показываем ей и себе, что мы в силах сделать то, что казалось невозможным.
Да, это всего лишь игра. Но чувство, которое мы при этом испытываем, представляется очень ценным.
Баланс мира очень зыбок
Практически все игры From Software – про некие погибшие миры. Которые когда-то были другими, однако оказались безнадежно испорчены из-за чьей-то ошибки. Миядзаки упорно намекает нам на то, насколько все в этом мире зыбко. Думал ли Гвин, о том, чем закончится его владычество? Мы не знаем, но в итоге встречаем лишь жалкое подобие былого повелителя. Король Вендрик из DS2, будучи могучим правителем, поразительно легко стал жертвой тьмы, источником которой являлась его странноватая супруга.
Лоренс, когда начал обильные переливания Старой крови, хотел, как лучше. Но и он, и весь Ярнам стали жертвами этих необдуманных действий.
А история Солера? Который упорно ищет солнце, но в итоге поддается очарованию какой-то букашки, ползающей в преисподней. Все в мирах Миядзаки чего-то хотят, и чего-то ищут, но практически всегда сбыться этому не суждено.
Взамен этого, каждый из миров буквально переполнен безумием. В Dark Souls человек, с которым ты еще недавно разговаривал, может стать полым и напасть на тебя. В Bloodborne – превратиться в чудовище.
Но, даже если этого не происходит, рассудок поразительно легко покидает головы местных жителей. Превращая их во что-то вроде Снедаемого короля Оцейроса. Когда видишь таких персонажей, то тебе становится их по-настоящему жаль.
Иногда самопожертвование – все, что у нас есть
Однако, помимо безумия, есть еще один путь – самопожертвование. Более того – оно является единственным светлым огоньком, одним оплотом надежды в погибших мирах. У Сигварда и Сигмейера (луковых рыцарей) из Dark Souls в этой жизни нет ничего, кроме долга. И все, чего они на самом деле хотят – его исполнить. Ну и выпить сигбрау, конечно же.
Dark Souls - это история рыцарства в умирающем мире.
Насколько же величественной выглядит сцена, когда Сигвард выходит на бой со своим другом Йормом. И как потом, выполнив свой долг, уходит из этого мира. И насколько больно увидеть останки Сигмейера в Озере золы. Однако, когда квесты этих персонажей завершены, нам все-таки немного легче от того, что мы помогли им пройти этот путь. Ведь это все, что у них было в этом жалком мире.
Также и Лукатиэль из Мирры готова помогать нам в сражениях с боссами – просто потому, что мы с ней разговариваем, хотя она этого никак не ожидала. В наших беседах она видит единственную надежду на то, чтобы не лишиться памяти и не стать полой, как ее брат. Или, по крайней мере, остаться в памяти чужой – и ей это удается. Спустя столько лет, мы хорошо помним каждую встречу с Лукатиэль.
Ты – то, что ты делаешь
Игры From Software, несмотря на свою требовательность к скиллу игрока, при этом дают большую свободу геймплея и исследования мира вообще. Если вы новичок, не слушайте душных «старичков», которые говорят вам, как надо играть правильно. Какие-то подсказки, безусловно, могут понадобиться, но самое главное, что нужно сделать – просто идти вперед и играть так, как тебе хочется.
В DS есть опциональные боссы и целые зоны. Не хочешь проходить их сейчас – не проходи. Если сказать еще более емко – игра ничего у тебя не просит, и ни на чем не настаивает. Не хочешь – не играй. Но если хочешь преодолевать препятствия, изучать глубокие механики и лор – то ей есть, чем тебя вознаградить.
В Dark Souls ты – это то, что ты делаешь. И в этом есть большая свобода самовыражения.
Хорошего конца быть не может
И снова про жизнь. Ведь в ней часто все заканчивается не так, как мы бы хотели. Dark Souls – это темное фэнтези. И, какие бы подвиги вы не совершали, рассчитывать на то, что вы кого-то спасете – не стоит. И из-за этого игра учит смирению. Ты просто делаешь все, что можешь в этом мире. И не строишь иллюзий о том, что ты, или другой пепельный (или потускневший), действительно сможет что-либо изменить.
В играх Миядзаки спасение и разрушение – это практически синонимы. Делая первое, мы приближаем второе. Означает ли это, что не нужно делать вообще ничего? Многие обитатели миров From Software так для себя и решили. Но избранная нежить – совсем другое дело.
Разумеется, это далеко не все концепции и смыслы, которые мы можем встретить в играх Хидетаки Миядзаки. Пишите, чем еще вы прониклись! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!
#компьютерные игры #dark soul #хидетака миядзаки #хардкорные игры #bloodborne #философия игр #sekiro shadows die twice #from software