Найти тему
Иеромонах Прокопий

Почему православные почитают иконы?

Ветхий денми. XIV в. Фреска из Убиси, Грузия
Ветхий денми. XIV в. Фреска из Убиси, Грузия

Почитание икон, как это ни странно, является предметом острой полемики и даже обличения, направленного в сторону православных от протестантов, мусульман от людей просто неверующих. Протестанты обвиняют православных в поклонении дереву, краскам, идолам, в совершении акта идолопоклонства.

У одного протестантского пастора было одиннадцать детей. Он их очень любил; при входе в квартиру у него располагался камин, и на камине полукругом стояло одиннадцать фотографий его детей. И всех гостей, прежде чем ввести в дом, он подводил к этому камину и говорил: “Посмотрите на моих детей”... Неужели мы можем предположить, что он просил своих гостей любоваться фотобумагой и красками? Конечно же, показывая фотографии детей, сам этот пастор вспоминал своих детей, проникался к ним нежностью.

Точно так же и мы в православии, глядя на икону какого-то святого, поклоняемся не дереву и краскам, а вспоминаем этого святого, почитаем благодать Божию, которая была стяжена этим святым. Как фотографию сына, отправившегося на войну, мама прижимает к сердцу, прижимая не фотобумагу и не краску лобызая. Целуя фотографию, она в своем сердце каким-то образом соприкасается со своим сыном.

Мусульмане обвиняют православных в поклонении иконам, исходя из того, что Бога никто не видел. И действительно, святой Иоанн Богослов пишет "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18). Почему же тогда православные изображают седого старца? Неужели Бог Отец - это седой старец?

Но на самом деле, когда в православных храмах мы видим изображение Бога Отца, никто не считает, что Он выглядит именно так. Здесь изображается видение ветхозаветного пророка Даниила (которого признают мусульмане в том числе), который видел на небесах Ветхого днями.

Так же мы изображаем Троицу, потому что Святая Троица явилась Аврааму. Это явление повторилось уже в новозаветные времена нашему соотечественнику, прп. Александру Свирскому. Поэтому мы изображаем то, что видели эти два праведника.

Явление Троицы прп. Александру Свирскому
Явление Троицы прп. Александру Свирскому

Так же и когда Христос, Сын Божий, явился на землю, ходил между людьми, принимал пищу, страдал, голодал в пустыне. Так же Его видели люди, вступали с Ним в общение и могли Его изобразить. Поэтому мы, изображая Иисуса Христа, совершаем нечто большее, чем рисуем иконы. Мы утверждаем, что Бог может прийти к людям, жить между нами.

Полемизировать насчет Священного Писания можно сколько угодно, но исторические факты нельзя опровергнуть. При нашествии татар весь народ молился перед Владимирской иконой, и нашествие остановилось.

В Грузии есть храм в честь святого вмч. Георгия Победоносца, местные роды и кланы совершают между собой перемирия и договоры, скрепляя их клятвой перед иконой. И замечено, что тот род, который нарушает клятву, данную перед этой иконой, просто исчезает с лица Земли.

Протестанты говорят нам, что "надо поклоняться в духе и истине" - зачем же тогда нужны иконы? Человек, который достиг высокой степени совершенства (как отшельники, уходящие в пустыни), возможно, не нуждается ни в кадильнице, ни в храме, ни в иконах. Но примечательно, что прп. Савватий - человек, достигший высокой степени совершенства, приближаясь к кончине, хотел причаститься, для чего выехал с острова на материк. Хотя духовно он был очень развит.

Простому человеку необходимо место, где он может выплакать свое горе, нужен образ, на котором можно сосредоточить свое внимание.

Простой человек, может, не знает, как ему помолиться Богу, как к Нему обратиться со своей нуждой. Но Церковь научила его зажечь лампадку перед иконой, положить земной поклон - тогда простой человек и молится, и утешается.

Святой Иоанн Кронштадский говорил - это справедливо, что нужно поклоняться в духе и истине, но Церковь премудро устроила так, что в храме все органы чувств у нас задействованы в богослужении: и обоняние - мы чувствуем ладан, и зрение - мы зрим иконы… Мы целиком, полнотой включаемся, и впоследствии мы можем помолиться и в духе, и в истине. Поэтому можно сказать, что догмат о почитании икон включен в наше жизнеустройство, неотделим от нашей христианской жизни.

Фрагмент проповеди на Торжество Православия

Слушать полную версию

#православные иконы #иконы #православие

#христианство #иеромонах прокопий #соловки #соловецкий монастырь