Найти тему

КНИГА ЛЕВИТ (ч.49): ПРИЧИНА ТРЕБОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЖИВОТНЫХ: СВЯТОСТЬ

«Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны. Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя через них нечистыми, чтобы быть через них нечистыми. Ибо Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле, ибо Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:41–45).

Стихи 41–43. В этих стихах Божьему народу предельно строго запрещается есть всякое пресмыкающееся, которое только существует на планете. Все эти твари должны считаться скверными для израильтян. Далее Господь даёт определение «животным пресмыкающимся», о которых говорил до того, как повелеть израильтянам не оскверняться и не делаться нечистыми через их употребление в пищу.

Стихи 44, 45. Дав законы о том, что может показаться несущественными вопросами ритуальной чистоты, Господь объявляет причину этих уставов, делая важное заявление о Своей природе и Своём отношении к Своему народу. Если коротко, то Божий ход мысли таков: (1) «Я свят»; (2) «Вы [израильтяне] должны быть святы, потому что Я свят»; (3) «Чтобы быть святыми, вы [израильтяне] должны исполнять эти законы о чистоте; вы должны прилагать все усилия, чтобы оставаться ритуально чистыми!»

Стихи 44 и 45 имеют хиастическую (прим.: хиазм — крестообразное расположение в виде греческой буквы Χ [хи], стилистическая фигура антитетичного параллелелизма: части двух параллельных членов располагаются в обратной последовательности [схема АБ=БА]. Большая советская энциклопедия) структуру:

А1: «Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят».

Б: «Не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле».

А2: «Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят».

Первое и последнее заявления в двух стихах говорят приблизительно одно и то же. Такая структура употребляется, чтобы привлечь внимание к высказыванию в середине хиазма. По сути, Господь объясняет причину закона о животных, упоминаемых в среднем высказывании, дважды: один раз до закона и второй раз после него.

Господь подчёркивает, что поскольку Он свят, то и Божий народ должен быть свят — отделён, освящён и посвящён Ему! Один способ продемонстрировать свою освящённость — это не есть животных, ползающих по земле, которых Бог назвал «нечистыми».

#кошерная еда #кошерное #кашрут #хакнем_иудаизм #иудаизм