Помните сны Дейла Купера из «Твин Пикс»?
Апофеоз сюрреализма, не так ли?
И «да», и «нет».
Сны агента, действительно, наполнены очень странными образами и загадочными событиями (чего только стоят одни сны про Красную комнату), но какой сон – не странный?
«Дайана, сейчас 11,30 утра, 24 февраля, въезжаю в городок Твин Пикс…»
А вместе с въездом в этот необычный городок Дейл попадает в условную вселенную… собственной нарушенной психики, что мы и видим в развитии сюжета, через динамику содержания его сновидений, в том числе.
Некоторые принципы в его снах частенько повторяются, что в психологическом контексте может показывать незавершенный внутриличностный конфликт у этого любопытного героя культового сериала.
Друзья, сегодня я разберу базис сновидений Дэйла Купера подробнее, чтобы разгадать тайну «Твин Пикс»… хотя, такие сверх-цели, наверное, ставить не стоит, ведь даже сам Дэвид Линч, режиссер сериала, и то не может найти отгадок =))
Но, по крайней мере, попробовать сделать это – ничего не мешает.
Сон, как «экран» личности агента Купера
Если рассуждать гипотетически (а по-другому, увы, и не получится, не имея возможности пообщаться с Купером, как с анализандом), то можно отметить, что Dale Cooper, попадая в Twin Peaks, символически погружается во власть своих некогда подавленных бессознательных переживаний (я бы даже сказала так – попадает во власть некого архетипического демона, «запечатанного» в персонаже убийцы Боба).
Личность Дейла (очень непростая личность) постепенно «затапливается» негативными переживаниями из прошлого – темными, хтоническими, глубинными – провоцирующими впоследствии нарушение целостности его личности.
Маркеры нарушения целостности Я – отщепление частей, разделение осознанного с бессознательным, разрушение "моста" между этими пластами личности – мы можем наблюдать в образах двойников в его снах.
Анализ контекста снов Купера а аналитической парадигме (аналитическая психология Карла Юнга) подразумевает уже не только работу с личным бессознательным и его «продуктами» (образы, идеи, комплексы, фантазии, ассоциации, подавленные, вытесненные переживания из личного прошлого человека), но и элементы коллективного бессознательного.
А это уже более масштабное поле для исследования - этакая «пра-память» человечества, мудрость, знания, передаваемые из поколения в поколение посредством универсальных паттернов характеристик – архетипов. Архетипы имеют глубинную, архаичную природу. Они отсылают нас к эволюционному старту человеческой личности, а вместе с тем - к ее первичным побуждениям, потребностям и страхам.
Думаю, персонажи, которых мы видим в вигвамах, когда Купер находится во сне/в измененном состоянии сознания, символически представляют разные архетипы в структуре личности самого Купера, ибо все во сне – это части Я человека (в психологическом глубинном контексте). То есть, персонажи во снах Дейла – части его собственного личностного конструкта.
Кто-кто в «теремочке» живет?
Например, каким сам себя Купер видит во сне, без «искажений» – его Эго. Лора Палмер –это Анима (духовная составляющая Я агента Купера, его душа; но тут можно поспорить, так как есть Дайан и их общее прошлое). Персона – то, каким Купер свободно показывает себя в обыденной жизни окружающим людям, его специфика личности, повадки, милые ужимки, привычки (кофе, кофе и еще раз кофе, ну, и конечно, вишневый пирог –куда без него?). Самость – архетип достижение целостности личности, воссоединение всех разрозненных частей Я воедино (по-моему, такого итога мы так и не увидели даже в конце последнего сезона; напротив, он создает нового Дагги и отправляет его жить в семью Дагги-оригинала, то есть, снова фигурирует принцип расщепления Я; да и в остальном – все завершается без позитива и каких-либо важных воссоединений).
Есть еще и такой архетип, как Тень.
И это, пожалуй, самое любопытное здесь, нос к носу подводящее нас к разгадке «Твин Пикс».
Самый яркий из архетипов, который я могу выделить как в сюжете сериала, так и в структуре сновидений Купера, это Тень. И она там явлена не только у Купера. В принципе, там многое построено на теневом феномене Я персонажей.
Тень Купера интересно была показана Линчем через идею расщепления личности героя на доппельгангеров, то есть, на его двойников.
Тень содержит глубинные переживания, основанные на том, что человек не может никак принять в себе, то, что он сам «отсекает» от своего Я и боится показать другим в силу, как правило, страха отвержения значимыми людьми, страха стать инаковым для них, стать изгоем, стать отверженным – страх страдать.
Ведь отвержение есть страдание. А страдать никто не любит. Поэтому Тень «принято» скрывать за Персоной – за архетипом социально одобряемой «маски». Что и делает Купер в начале истории, неспешно выясняя "Кто убил Лору Палмер"? Он мил и вызывает доверие.
Но проблема с интеграцией Тени однажды порождает серьезные невротические проблемы и в контакте с другими людьми, и с миром, но в первую очередь, с самим собой. Идет растождествление с непринимаемыми частями Я – деструктивное отделение их от единой структуры психического функционала. И тогда агент Купер по сюжету сериала «расщепляется» на двойников: на Дагги, на персонажа, который был в Черном Вигваме, и еще на одного злого персонажа (не помню его имя, к сожалению – но этого доппельгангера тоже играл Кайл МакЛоклен, только с длинными волосами).
Это «расщепление» можно воспринимать, как патологическое/клиническое последствие долгого подавления Купером своего истинного Я. Поэтому его Я буквально разделилось на три части – теневые части.
И вытесненная им Тень персонифицировалась в автономных персонажей, упомянутых выше.
Получается, что качества личности доппельгангеров Купера – это качества личности самого агента Дейла Купера, отвергаемые им в себе, но прорвавшиеся, все-таки, в реальность.
Все, что происходило на протяжении всех сезонов сериала – попытка индивидуации Купера через контакт и организацию разного взаимодействия со своими личностными составляющими. Тут важно напомнить, что психика является саморегулирующей системой, поэтому посредством реструктуризации императивов и прочего содержимого (в сюжете содержимое психики Купера символически представлено многообразием персонажей и их отношениями между друг другом - архетипами) она может помочь Я в достижении Самости, в переходе на новый уровень личностной зрелости, само-осознанности, или, хотя бы, в выборе нужного вектора для решения этой очень непростой задачи.
То, что мы видим во снах агента Дейла Купера – символически продемонстрированная динамика его личностного конфликта, который был решен довольно оригинальным образом.
А, быть может, вовсе и не решен (?)…