Найти в Дзене

«КИЕВСКИЙ КОТЕЛ» ФЕЛЬДМАРШАЛА РУНДШТЕДТА

В самом названии статьи определена двоякость положения. То ли гитлеровский полководец охватил в «котел» окружения две армии Юго-Западного фронта в сентябре 1941 года… То ли ударные части группы армий вермахта «Юг» очутились в «котле» восточнее Киева и Днепра зажатые между четырьмя армиями РККА? О трагедии двух армий Юго-Западного фронта осенью 41-го на Украине изданы тома и библиотеки – как советских, так и немецких авторов. Но никто не задался вопросом – кто кого окружил не с психологической, а с тактической точки зрения? ГЕНЕРАЛ -- ПОЛКОВНИК КИРПОНОС. 16 сентября 1941 года ему доложили, что восточнее Киева под Лохвицей встретились немецкие танкисты Гудериана и Гота. Ну и что же? У командующего советским фронтом в оперативном подчинении остались более 450 тысяч бойцов, не считая не менее 200 тысяч человек подлежащих мобилизации в столице Украинской ССР и в прилегающих районах области и штабы 37-й и 5-й армий РККА. На складах бывшего Киевского Военного округа хранятся более 1 млн. 70

В самом названии статьи определена двоякость положения. То ли гитлеровский полководец охватил в «котел» окружения две армии Юго-Западного фронта в сентябре 1941 года… То ли ударные части группы армий вермахта «Юг» очутились в «котле» восточнее Киева и Днепра зажатые между четырьмя армиями РККА? О трагедии двух армий Юго-Западного фронта осенью 41-го на Украине изданы тома и библиотеки – как советских, так и немецких авторов. Но никто не задался вопросом – кто кого окружил не с психологической, а с тактической точки зрения?

ГЕНЕРАЛ -- ПОЛКОВНИК КИРПОНОС.

16 сентября 1941 года ему доложили, что восточнее Киева под Лохвицей встретились немецкие танкисты Гудериана и Гота. Ну и что же? У командующего советским фронтом в оперативном подчинении остались более 450 тысяч бойцов, не считая не менее 200 тысяч человек подлежащих мобилизации в столице Украинской ССР и в прилегающих районах области и штабы 37-й и 5-й армий РККА. На складах бывшего Киевского Военного округа хранятся более 1 млн. 700 тысяч единиц стрелкового оружия, полные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия. Без учета урожая ближайших районов. Целехонькими попали в руки немцев 64 танка и 2642 орудий, включая танковые и зенитные (это педантичные немцы учли только те, что были не повреждены) – значит, что к середине сентября 1941 года боеготовых танков и орудий у окруженных частей РККА было еще больше. У штаба фронта находились в подчинении корабли и катера Днепровской и Пинской военных флотилий…

Что в этом случае мог предпринять командующий фронтом генерал Кирпонос? Опираясь на позиции Киевского укрепрайона организовать круговую оборону города. Объявив всеобщую мобилизацию на подвластной территории. Держа под контролем стратегические мосты через Киев. Речникам приказать пройти на север и юг по Днепру и огнем корабельной артиллерии, разметать наведенные немцами переправы через Днепр. И по радио и самолетами связи передать приказ командующим 38-й и 40-й армиям фронта, не попавших в танковое кольцо немцев, теснить их танкистов обделенных пехотой, артиллерией, а самое главное горючим и боеприпасами обратно на запад.

ФЕЛЬДМАРШАЛ РУНДШТЕДТ.

16 сентября 1941 года фельдмаршала Рундштедта поздравили завершением окружения Киева и двух советских армий и речной флотилии русских. А на следующий день стало не до поздравлений. Русские Киев сдавать не собирались. Штурмовать город уличными боями? Без поддержки танков, которые стремительным маршем рванули на восток? К такому ни сам фельдмаршал, ни его пехота готовы не были. Фельдмаршал был профессионалом и знал, что потери в уличных боях рассчитываются даже не один к трем (как считают военные теоретики), а один к пяти. Если 300 тысяч советских солдат в уличных боях смогут уничтожить каждый по пять воинов фюрера… У фельдмаршала Рундштедта не было в подчинении полуторамиллионной армии! А Гот и Гудериан завалили паническими радиограммами: у них на исходе боеприпасы и в топливных баках танков почти закончилось горючее. Расчет на трофейные советские склады ГСМ не оправдался – они все в Киеве, а город не взят. А с флангов докладывают – советские речные корабли артогнем разметали переправы через Днепр и не дают навести новые. А с востока на танкистов Гота и Гудериана медленно, но упорно жмут советские войска… А немецкие танки почти без пехоты.

Итог? Где-то к 20 числам сентября танкисты вермахта, бросив почти все свои танки на восточном берегу Днепра – под огнем переправляются на западный! Киев не сдан и с востока до него дошли части двух армий. Но это опять же тактический успех. А стратегический?

При таком раскладе немцы не только бы не взяли Киев, но и Харьков, Ростов-на-Дону и Донбасс, не ворвались бы в Крым. Уцелела бы советская 18-я армия в Приазовье, возможно, что наши войска не оставили бы и Одессу. Но это только на юге. Вопрос – начала бы группа армий «Центр» 30 сентября 1941 года наступление на Москву при таком раскладе? Без танков генерала Гудериана? Сомнительно. А стало быть, и не было бы разгрома Брянского, Западного и Резервного фронтов в октябре 1941-го. И ход не только кампании 1941 года, но и всей войны был бы иной.

А БЫЛО БЫ ЭТО ВОЗМОЖНО?

Даже в 1941 году среди советских военачальников находились личности способные мыслить не шаблонно, а действовать оригинально и самостоятельно. Не боясь гнева Сталина и надзора НКВД. Генерал-лейтенант Рокоссовский в июне 41-го на Украине… Комкор Петровский в июле 1941 год в Белоруссии… Генерал-лейтенант Иосиф Апанасенко на Дальнем Востоке весь 41-й год. Для того, что бы мысленно «развернуть шахматную доску» наоборот и взглянуть на партию глазами противника… не нужно ждать, что бы в тело и в мысли генерала Кирпоноса сентября 1941 года чудесным образом был перенесен «попаданец из ХХ1 века». Михаил Петрович вполне смог бы мыслить таким же образом сам. Мог бы… Но не стал.

Александр Смирнов