Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Этруск в кокошнике? Как это объяснить?

Этот древний народ из Италии — загадочен. Справа на картинке, понятно, наш кокошник, Костромская губерния. А слева — что это за предмет положили 2700 лет назад в могилу знатного этруска? Наследие культуры боевых снегурочек?

Шлем, бронза, культура фалисков\этрусков, VIII в. до н.э. Однорогий кокошник, конец XVIII в., высота 24,5 см. © Пенн-музей (Филадельфия), Государственный исторический музей (Москва)
Шлем, бронза, культура фалисков\этрусков, VIII в. до н.э. Однорогий кокошник, конец XVIII в., высота 24,5 см. © Пенн-музей (Филадельфия), Государственный исторический музей (Москва)

Нет, конечно. И слева, и справа — это гребень, гениальный инструмент трансформации тела. Лучше, конечно, раздвижной. И где-нибудь повыше, на голове или спине (если ходишь животом к земле). Гребень нацепили еще динозавры, вот и мы продолжаем традицию — придумали съемный.

Шлем, бронза, культура фалисков\этрусков, VIII в. до н.э. © Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета (Филадельфия)
Шлем, бронза, культура фалисков\этрусков, VIII в. до н.э. © Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета (Филадельфия)

В самом деле, посмотрите, насколько универсален это формат. Ты рептилия, и тебе холодно? Расправь свой кожистый гребень на спине и подставь его солнцу — быстрее согреешься. Ты — маленький, а тут опасность? Расправь гребень — и ты уже побольше, что психологически действует на врага.

Да и просто — хочу быть красивым в особенный период своей жизни, например, брачный. Всем известен красный гребень петуха.

Кокошник слева — конец XIX в., Верхнее Поволжье, бархат, ситец, тесьма, металлическая нить. Кокошник справа — Псковская губерния, вторая половина XIX в., парча, белый бисер, холст.  © Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кокошник слева — конец XIX в., Верхнее Поволжье, бархат, ситец, тесьма, металлическая нить. Кокошник справа — Псковская губерния, вторая половина XIX в., парча, белый бисер, холст. © Эрмитаж, Санкт-Петербург

Постоянные зрители телеканала «В мире животных» понимают, о чем я. А мы — самая умная часть животного мира. Поэтому с успехом перенимаем чужие технологии. Костромской кокошник — это пример номер три. Часть свадебного наряда, самая лучшая и яркая.

Особенно, если обшита речным жемчугом (а надо, чтобы так было — обычай).

«Боярышня в кокошнике», Софья Юнкер-Крамская, конец XIX в. © Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Боярышня в кокошнике», Софья Юнкер-Крамская, конец XIX в. © Эрмитаж, Санкт-Петербург

Шлем с бронзовым гребнем замечательных размеров (общая высота 43 см) — скорее, пример номер два. В рукопашном бою важно, насколько ты зрительно больше противника. Особенно, если внезапно атакуешь в темноте.

Ну и, конечно, такой гребень — дополнительная защита от удара сверху. Подходит под первый пример.

Уточню: это шлем знатного фалиска, он обнаружен в некрополе древнего города Нарце в 70 км от Рима. Фалиски — небольшой народ с родственной этрускам культурой, жили на юге Этрурии. Южане — они пышное любят. Хотя носили эти шлемы, скорее всего, вот так.

Реконструкция доспехов фалиска. Музей гладиаторов, Рим
Реконструкция доспехов фалиска. Музей гладиаторов, Рим

А то, что на музейных фото шлемы фалисков всегда в профиль — это чтобы было лучше видно.

Ближайшим партнером Нарце был город этрусков Вейи. Между прочим, в тот период — крупнейший населенный пункт Европы. Это те самые легендарные Вейи, с которыми Рим воевал больше ста лет, и не раз был близок к поражению. Еще бы, в Вейях жило до 350 тысяч человек!

Но в 396 г. до н.э. римляне сравняли Вейи с землей, а всех жителей продали в рабство. Та же участь постигла и их родственников фалисков — бронзовые гребни в этот раз не помогли.

Вотивная фигурка (бык?), культура этрусков, VII в. до н.э., бронза. © Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета (Филадельфия)
Вотивная фигурка (бык?), культура этрусков, VII в. до н.э., бронза. © Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета (Филадельфия)