Найти в Дзене

Чего вы не видите на картине "Мариана" Джона Эверетта Милле.

Иногда малозаметные детали преображают хорошо знакомый сюжет, заставляя взглянуть на него глубже или совсем иначе. Такова "Мариана" на знаменитой картине Джона Эверетта Милле. "Исторические корни" картины восходят к пьесе Шекспира "Мера за меру". Произведение охарактеризовано автором как комедия, но смешного в нем мало - это пьеса о коррупции и чудовищных последствиях безнаказанности на примере маленького герцогства, где формально правит справедливый, но разочарованный в жизни и современных нравах герцог Винченцо, а фактическую власть вершит его жадный и жестокий наместник Анджело, который в своем самовластье не гнушается ни шантажом, ни убийством. Более подробно о перипетиях пьесы Уильяма Шекспира можно прочитать тут. Разумеется, в лучших традициях жанра, в конце концов Анджело разоблачают, всех невинных награждают, а преступных карают. Карой Анджело, кстати, становится брак с Марианой. Некогда богатая наследница, девушка была в юные годы обручена с наместником герцога. Вот тольк

Иногда малозаметные детали преображают хорошо знакомый сюжет, заставляя взглянуть на него глубже или совсем иначе. Такова "Мариана" на знаменитой картине Джона Эверетта Милле.

Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.
Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.

"Исторические корни" картины восходят к пьесе Шекспира "Мера за меру". Произведение охарактеризовано автором как комедия, но смешного в нем мало - это пьеса о коррупции и чудовищных последствиях безнаказанности на примере маленького герцогства, где формально правит справедливый, но разочарованный в жизни и современных нравах герцог Винченцо, а фактическую власть вершит его жадный и жестокий наместник Анджело, который в своем самовластье не гнушается ни шантажом, ни убийством.

Более подробно о перипетиях пьесы Уильяма Шекспира можно прочитать тут.

Разумеется, в лучших традициях жанра, в конце концов Анджело разоблачают, всех невинных награждают, а преступных карают. Карой Анджело, кстати, становится брак с Марианой.

Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.
Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.

Некогда богатая наследница, девушка была в юные годы обручена с наместником герцога. Вот только корабль ее брата со всем семейным имуществом и, соответственно, приданым девушки затонул. Анджело тотчас охладел к былой возлюбленной, а вот Мариана его не забыла. Настолько, что когда герцог предлагает красавице казнить ее свежеобретенного супруга, дабы ей достались его земли и состояние, но не сам благоверный, Мариана отвергает это предложение заявляя, что она все еще любит Анджело и не жаждет другого супруга.

Считается что именно этой "слепой" верностью второстепенная героиня Шекспира и привлекла Альфреда Теннисона, который переосмыслил ее образ в своих балладах "Мариана" и "Мариана на юге". Обе поэмы схожи по духу и описывают страдания покинутой, но по прежнему влюбленной девушки, которые в сущности мало чем отличаются от более известных в России вздохов Ларисы Огудаловой: "Под лаской плюшевого пледа, вчерашний вспоминаю сон..."

В своих балладах Теннисон смещает расставленные Шекспиром акценты. Если у знаменитого драматурга главный герой его пьесы - это упивающийся своей властью Анджело, то главной темой поэмы Теннисона становятся страдания покинутой и уже не юной красавицы, которая любила, да не вышла замуж. Ее муки это не просто муки одиночества, это муки несбывшихся надежд, муки жизни, которой не случилось.

Стропила старые на крыше
Весь день скрипели тяжело,
И за стеной скреблися мыши
И муха билась о стекло.
Когда скрипела половица —
Шаги мерещилися ей,
Знакомые глядели лица
Из старых окон и дверей.
Она вздыхала: — Жизнь уныла!
Он не придёт, он не придёт!
Устала я, и мне могила
Отдохновенье принесёт.

Именно эти строчки из поэмы Теннисона и иллюстрирует Джон Эверетт Милле. Мы видим на картине Мариану уже немолодой, хотя все еще стройной и привлекательной женщиной. Она работает над вышивкой и делает паузу, чтобы размять спину. Этим эффектным и, вместе с тем, напряженным жестом художник подчеркивает возраст девушки. О нем же говорят и разбросанные по комнате осенние листья. Глядя на них невольно вспоминаешь строчки: "Осень жизни как и осень года надо благодарно принимать ..."

Скорбно воткнутая в вышивку игла является с одной стороны своеобразным двойником девушки - она не согнулась, не сломалась, она трудится, несет свое одиночество с достоинством. А с другой стороны, эта игла - это навязчивая мысль, это тоска Марианы по Анджело и той жизни, которой не случилась.

Символом этой тоски являются и скребущиеся за стенкой мыши, которым Тенниссон уделяет в своем стихотворении целых две строчки, и которых Милле во что бы то ни стало хотел изобразить на своей картине. Описание поиска модели для этого "портрета" даже сохранилось в переписке родных художника:

"Но откуда срисовать мышь? Отец Милле, который только что вошел, уже подумывал отправиться прочесывать окрестные поля, но в этот момент услужливая мышь как раз пробежала по полу и притаилась за брошенным на полу портфелем. Быстрый, как молния, Милле пнул портфель, и, убрав его, обнаружил мышь совершенно мертвой но вполне пригодной для рисования.”
"Жизнь и письма сэра Джона Эверетта Милле".

Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.
Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.

Витраж, которым украшено окно в комнате Марианы изображает Благовещение - безутешности и тоске земной жизни он противопоставляет жизнь небесную. Об этом же говорит и девиз, который сопровождает геральдический рисунок в другой части витража: "In coelo quies" / "На небесах есть покой".

Этот девиз не зря размещен над цветком подснежника. С одной стороны в на викторианском языке цветов он символизировал утешение, а с другой, подснежник - это тот цветок, который в канун Дня Святой Агнессы (20 января) юные девушки кладут себе в обувь или под подушку, чтобы святая послала им видение будущего жениха. В сочетании с девизом цветок становится на картине художника символом пустых надежд, которые в жизни земной просто не могут оправдаться. Уповать можно только на жизнь небесную - утешение есть только в ней.

Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.
Мариана. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.

И всё: шум ветра меж листвою,
И бой часов в вечерней тьме,
И дождь, шумевший за стеною —
Сливались у неё в уме.
Но для неё ужасней вдвое,
Невыносимей — был закат.
И ей сиянье золотое
Всегда вливало в душу яд.
Она в отчаянье рыдала:
— Нет силы долее терпеть!
Он не придёт — я это знала…
О, Боже мой, как я устала!
О, Боже, если б умереть!

Таким образом там, где Шекспир позволяет Мариане отыграться - она не только выходит за неверного возлюбленного замуж, но и получает определенную власть над его судьбой - она решает жить ему или умереть, Тенниссон, а, вслед за ним и Милле, не оставляют своей героине земного утешения. Для них она символ несбывшихся надежд, душевных и физических сил, растраченных впустую.

Мариана. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.
Мариана. Джон Эверетт Милле. 1850 - 1851 гг.

А еще "Мариана" это прекрасный образец того, какими удивительными техническими навыками рисования обладал художник. Несмотря на поэтический пафос картины, который, казалось бы, позволяет пренебречь некоторыми подробностями, вы не найдете на картине ни одной даже самой мелкой детали, к которой художник позволил бы себе отнестись небрежно. Прожилки на листьях, стежки вышивки, узор на обоях и поясе платья, блики на ножке стула и лепестки цветов, оставленных под зажженной лампадой, - все это написано не только с воодушевлением, но и дотошной тщательностью.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood